Вот так хочешь насолить девушке - и случайно
становишься самым молодым миллиардером. Кот Бублик о странных превратностях судьбы
Завести, что ли, аккаунт в Facebook?
Ну не во "Вконтакте" же его заводить. Кот Бублик о времени и о себе
Биопики (биографические
фильмы, посвященные известным людям) -
жанр довольно сложный. И не особенно
благодарный. Реальная жизнь реальных
людей подчас некинематографична, а
иногда настолько неприглядна, что в нее
лучше не лезть. Кроме того, всегда
возникает вопрос соответствия
экранного персонажа реальному
прототипу, ведь кроме самого прототипа
или его родственников (если они еще
живы) есть армия читателей-поклонников-фанатов,
у каждого из которых есть свое
представление о том, каков был их кумир
как личность. Так что создатель биопика
всегда может налететь на массу
обвинений в недостоверности,
несовпадаемости и даже откровенной
клевете.
А уж когда речь идет о такой
персоне, как создатель Facebook Марк
Закерберг, которому на данный момент
всего двадцать шесть лет и который самый
молодой новоиспеченный миллиардер в
мире, - тут уж становится совсем сложно,
ведь претензии к недостоверности будут
предъявлять сами объекты биопика.
Впрочем, не Дэвиду Финчеру
бояться трудностей. Режиссер, у
которого аж четыре (до выхода "Социальной
сети") фильма находятся в Top250
лучших фильмов всех времен и народов,
чей "Бойцовский клуб"
по роману Чака Паланика взорвал не
только кинематографическое сообщество,
но и общество в целом, - такой человек
может взяться за что угодно. Тем более
что, между нами говоря, его последние
работы - что "Зодиак",
что "Загадочная история Бенджамина
Баттона" - были скучноваты и
нудноваты. При всем качестве и
профессионализме постановки,
разумеется. Так что Финчеру явно пора
было реабилитироваться.
Вообще, надо сказать, что
Финчер взялся за интересный и
достаточно знаковый материал для
исследования. Потому что Закерберг, в
отличие от всяких цифровых монстров
девяностых, именно случайный
миллиардер! ("Случайные миллиардеры"
- так называется книга Бена Мезриха,
которая легла в основу сценария Аарона
Соркина.) То есть он совершенно
спокойно этим миллиардером мог и не
стать. Это чистая случайность. Как и с
большинством других социальных сетей и
всяких сервисов, одни из которых по
мало поддающимся анализу законам
получили огромную популярность, а их
создатели стали очень богатыми людьми,
а другие, при всех амбициях и надеждах
их создателей, остались в безвестности
и принесли одни долги.
Заметьте, монстры девяностых
- Билл Гейтс, Стив Балмер, Стивен Возняк,
Стив Джобс и другие - практически не
могли не стать миллиардерами. Потому
что это они создавали новую цифровую
эпоху! Они были ее отцами-основателями!
Новые операционные системы, новый
прикладной софт, новое железо (в случае
Apple)!
А вот с Google все было уже
сложнее! Поисковая система Google
создавалась тогда, когда уже были
популярные (и ныне практически
прекратившие свое существование)
поисковые системы. И тут не было на
сто процентов понятно, смогут ли Ларри
Пейдж и Сергей Брин пробиться на рынок.
Но они пробились, и их успех также не
был случайным, хотя его нельзя было
предсказать на сто процентов.
Закерберг и создатели других
популярных социальных сетей - дело несколько
иное. В определенный
момент все эти социальные сети стали
появляться как грибы после дождя. Одни
из них завоевывали популярность,
другие - нет. Причем никогда заранее
нельзя было сказать, какую из сетей
ждет взрывной успех. Часто бывало так,
что очень грамотно сделанные и
продуманные механизмы так и не
развивались, а сделанные тяп-ляп на
коленке движки с ужасным интерфейсом вдруг становились дико
популярными. (В России нечто подобное
произошло с "Одноклассниками":
сворованная с Classmates.com идея, движок,
написанный людьми, которые понятия не
имели ни о том, как строятся базы данных,
ни о том, что такое поиск, ни о том, что
вообще такое дружественный
интерфейс, - и тем не менее этот
сервис на некоторое время стал первым.
Хорошо еще, что бездарное управление,
жлобство и жадность владельцев
довольно быстро привели к тому, что "Одноклассники"
стали скатываться туда, где им самое
место.)
Однако в случае с Facebook грех
предъявлять претензии к разработчикам.
Как раз Facebook - это один из самых
качественных и продуманных движков,
который к тому же отлично развивается.
Впрочем, я что-то ушел куда-то
в сторону, а речь у нас все-таки идет о
фильме Дэвида Финчера.
Поставлен он, как я уже
упоминал, по сценарию Аарона Соркина,
базирующемуся на романе Бена Мезриха. Ни
сам Марк Закерберг, ни какие-либо его
партнеры или сотрудники Facebook не
принимали никакого участия в создании
книги, сценария и фильма. Также они не
дают никаких комментариев по поводу
фильма. Разве что сам Марк пару раз в
интервью заявлял, что картина имеет к
нему очень мало отношения, а мотивации,
которые Финчер выставляет в фильме,
высосаны из пальца.
А что там за мотивации?
Давайте очень кратко о сюжете.
Простой еврейский паренек
Марк Закерберг (Джесси Айзенберг)
учится в Гарварде и мечтает быть
принятым в один из гарвардских элитных
клубов, хотя шансов на это у него
довольно мало. Также он долго и
достаточно безуспешно клеит эффектную
девушку Эрику Олбрайт (Руни Мара),
которая в конце концов рвет с ним отношения.
Расстроенный Закерберг
напивается, приходит в общежитие и там
в своем блоге на LiveJournal пишет всякие
гадости про Эрику. А потом ему приходит
в голову мысль сделать сайт, на котором
бы студенты могли сравнивать и
оценивать фотографии различных
студенток. Марк пишет скрипты, которые
утягивают изображения из закрытых
источников, после чего тут же создает и
запускает сайт с голосовалкой.
Реакция на это развлечение
превзошла все ожидания Закерберга. Сарафанное
радио мгновенно распространило
ссылку по всему университету, после
чего компьютерная сеть Гарварда
полегла из-за нагрузки. Марка вычислили
и подвергли дисциплинарному наказанию,
однако он прославился.
После этого к Закербергу
обратились братья Уинклвосс (Арми
Хаммер, Джош Пинс) - студенты-спортсмены
из очень богатой семьи. У братьев есть
идея элитного онлайнового клуба - нечто
вроде социальной сети с определенными
параметрами. Они хотят нанять Марка в
качестве разработчика.
Закерберг соглашается,
однако идея братьев послужила толчком
к мысли о том, что нужно создать вовсе
не элитную, а всеобъемлющую
студенческую сеть, в которой участники
могли бы заносить самую разнообразную
информацию о себе, общаться и так далее.
Называться эта сеть будет The FaceBook. Марк
уговаривает своего близкого друга
Эдуардо Саверина (Эндрю Гарфилд)
вложить в разработку проекта немного
денег и стать финансовым директором,
после чего бросается в разработку.
Братьев Уинклвосс Закерберг при этом
водит за нос, кормя их невыполняемыми
обещаниями. Так начался Facebook!
***
Для тех, кто интересовался
историей Facebook, хорошо известно, что
Закерберг прошел через несколько
судебных разбирательств. С ним
судились братья Уинклвосс, которые
считали, что он не только украл их идею,
но и намеренно водил их за нос почти два
месяца, чтобы выиграть время и
запустить свой собственный проект. С
ним судился его бывший друг и бывший
финансовый директор Эдуардо Саверин,
которого в определенный момент просто
выкинули из бизнеса и лишили солидной
доли акций.
В фильме Финчер как раз и
построил сюжет вокруг судебных
разбирательств, которые вызывают к
жизни разнообразные флешбэки из жизни
главных персонажей.
Вопреки расхожему мнению о
том, что Закерберг в картине получился
персонажем чуть ли не отрицательным -
злобным, мстительным и подловатым, - это
вовсе не так. Правда, Финчер, похоже,
переборщил с мотивацией - вряд ли в
реальности Марк создал Facebook только для
того, чтобы обратить на себя внимание
подружки. Да и в эти элитные клубы, как
утверждает сам Закерберг, он в жизни
никогда не стремился. Лично я ему верю:
на черта нерду всякие дурацкие
гарвардские элитные клубы?
Никакой злобности,
мстительности и тем более подлости в
экранном Марке замечено не было. Джесси
Айзенберг, на мой взгляд, прекрасно
изобразил типичного нерда - упертого
компьютерного маньяка, который
практически все свободное время тратит
на реализацию каких-то своих
программных идей и которого
происходящее вокруг волнует на порядок
меньше, чем происходящее на экране
монитора. Какие-либо эмоции у него
проявляются крайне редко, а если и
проявляются, то результатом могут
стать довольно неприятные выходки,
вроде того, что он понаписал в блоге. (Это,
кстати, реальная история. Однако кто из
нас в сердцах не писал глупостей в
блоге? Да все писали!)
С чего Закерберг вообще
создал Facebook? Да просто мысль пришла в
голову. А до этого были различные
знаковые моменты - история с
голосовалкой, мысль Уинклвоссов и так
далее. У него в конце концов сложилась
идея сделать Facebook - он этот сервис
сделал. Саверин при этом подогнал
стартовый капитал, за что получил
большую долю акций в бизнесе,
однозначный успех которого не мог
предсказать никто.
Кинул ли Закерберг
Уинклвоссов? Украл ли он у них идею? И да,
и нет. Кинуть - конечно, кинул, в том
смысле, что пообещал что-то сделать, а
потом начал водить их за нос. Но это
обычное дело для парнишки-студента. А
то вы или я в студенчестве не обещали с
три короба, а потом выполняли со
спичечный коробок? Просто мы с вами не
стали миллиардерами и с нас нечего
слупить.
Украл ли он у них идею?
Безусловно, мысль Уинклвоссов была
одним из толчков, приведших к созданию
Facebook. Но вполне вероятно, что Марк и без
их мысли пришел бы к Facebook - просто,
возможно, позже. Возможно, в несколько
ином виде.
А ключевая для фильма
история выставления Саверина из
бизнеса - тут тоже все вполне
закономерно. Да, Саверин был первым
инвестором. Он вкладывал в дело
некоторые деньги (замечу, очень
небольшие) и должен был стать
финансовым директором. Закерберг
выбрал его потому, что они вроде как
дружили, а кроме того, Саверин был из
богатой семьи, ходил в костюме и делал
вид, что понимает в бизнесе.
Финансовым директором
Саверин так и не стал. Более того, он
совершенно самоустранился от бизнеса,
который крайне стремительно
развивался, не понимал перспектив, а
кроме того, еще и в какой-то момент
заморозил счет. В результате всего
этого размытие акций и резкое снижение
доли Саверина - совершенно
закономерный и логичный результат.
Закерберг был бы законченным кретином,
если бы этого не сделал. А он - вовсе не
кретин.
Эндрю Гарфилд (Антон из
"Воображариума
доктора Парнаса")
сыграл Саверина отлично: персонаж
получился очень жизненный, искренний и
неоднозначный. Ему, с одной стороны,
сочувствуешь, но с другой - хорошо
понятно, что Саверин (по крайней мере, в
фильме) только делал вид, что понимает в
бизнесе. Он не верил в Facebook так
фанатично, как в него верил Закерберг,
он не вкладывал в него все силы (и даже
совсем небольшую их часть), и с чего он
считал, что после всего этого по-прежнему
может рассчитывать на огромную долю в
бизнесе, - непонятно.
Братанов Уинклвоссов -
высоких красавцев-спортсменов - Финчер
сделал отлично. Причем с этими
персонажами получилась непростая
история. Финчер так и не смог подобрать
близнецов-актеров, похожих на
Уинклвоссов. Поэтому он взял Арми
Хаммера, который на них был похож, и
Джоша Пинса, который был похож просто
по телосложению. В процессе съемок
Хаммер по очереди отыгрывал роль за
одного и другого брата, и при монтаже
лицо Хаммера было наложено на обоих
братьев. Таким образом, фактически один
Хаммер сыграл обе эти роли, а Джош Пинс
выступил только как модель для
наложения спецэффектов.
Братья, кстати, у Хаммера
получились превосходные: и красавцы, и
спортсмены, и обаяшки, но вместе с тем -
пустышки. Типовые такие гарвардские
мальчики из богатой семьи, которые
вхожи во все элитные клубы, но Facebook
никогда не сделают. Чистые Маниловы.
Только не Бэрри Маниловы, а Маниловы из
"Мертвых душ".
Хорошо бы, вальяжно
сказали братья, сдьяволить что-нибудь
эдакое, интернетное. Ну, чтобы типа элитный
клуб и все такое. После чего носились с
этой идеей сто лет: до Закерберга их так
же кинули еще два программиста - в общем,
понятно, что никогда в жизни ничего
подобного они бы не реализовали. Потому
что вместе с греблей, клубами,
студенческими развлечениями и так
далее такой проект не поднять. Это
надо быть таким долбанутым, как
Закерберг. И в фильме, в общем, это
достаточно хорошо показано.
Руни Мара в роли Эрики -
понравилась, хотя с ней в фильме было
буквально две сцены. Зато первая -
разговор Эрики с Марком в кабаке - очень
впечатлила. Но оно и неудивительно:
Финчер работал над ней с такой
тщательностью, что снял аж девяносто
девять дублей, пока не поймал нужные
ему интонации.
Столько актеров уже
перечислил, и все, на мой взгляд,
сыграли на уровне или "хорошо", или
"отлично". Теперь поговорим о том,
кто здесь сыграл откровенно плохо. Увы (ну,
то есть - к счастью) этот номер не
пройдет. Потому что из главных ролей
остался создатель Napster Шон Паркер,
сыгранный Джастином Тимберлейком.
Надо
сказать, что Тимберлейк и раньше-то на
экране выглядел не ниже, чем на
четверку (достаточно вспомнить фильм "Альфа Дог"),
а здесь - ну просто поразил! Потому что у
него получился настолько мощный, яркий
и эффектный персонаж, что просто диву
даешься. Не знаю, насколько это все
коррелирует с реальным Шоном Паркером,
который тот еще фрукт, но у Тимберлейка
в фильме - обаятельнейший авантюрист,
который своим проектом прославился на
весь мир, заработал миллионы, получил
судебное преследование, потерял
миллионы, но при этом реально понимает
в интернет-бизнесе и твердо уверен в
том, что лучше сейчас отказаться от
миллиона, чтобы завтра получить
миллиард. Закерберг думает точно так же,
поэтому вполне логично, что Паркер
занял место Саверина, который
судорожно сжимал полудохлую синичку в
руке, не желая признать, что с их
проектом можно словить жирную корову,
которая как раз порхает над линиями
передачи данных.
Кстати, обе сцены
противостояния Саверина и Паркера - что
в ресторане, что в офисе Facebook - сделаны
просто изумительно.
Что получилось в сухом
остатке? Отличное кино, которое берет
не столько резкими поворотами сюжета,
коих здесь почти нет, сколько
высокопрофессиональным уровнем
постановки и отличной актерской игрой.
Плюс - мои комплименты кастингу: редко
бывает, чтобы все актеры настолько
классно подходили своим персонажам.
Вроде ничего особенного тут нет - ну да,
парнишка в двадцать шесть лет
некоторым образом случайно стал самым
молодым миллиардером в мире, делов-то, -
однако этот фильм берет прежде всего
жизненностью изображаемой истории (и
тут неважно, насколько она в деталях
совпадает с реальностью) и тем, как это
поставлено. Я посмотрел картину с
большим удовольствием, и Финчер в моих
глазах полностью реабилитировался
после "Зодиака"
и "Загадочной истории Бенджамина
Баттона".
На данный момент картина на
IMDB по рейтингу находится на 155-м месте в
списке Top 250,
и получила 13 наград и 19 номинаций (в том
числе - 6 номинаций на "Золотой глобус
2011"). Я сам уж настолько высоко (по
рейтингу) "Социальную сеть" бы не
поставил, но восторги публики понимаю -
фильм вполне достойный. Даже можно
сказать - в определенной степени
знаковый.
P. S. Почему я называю Марка "Закерберг",
когда у нас его обычно пишут как "Цукерберг"?
Да потому что он сам себя называет
Закерберг, его родители произносят эту
фамилию как Закерберг и везде его
называют Закерберг.
P. P. S. Ну и теперь просто для
удовольствия почтенной публики -
видеоролики с реальными прототипами
этого фильма.
Марк Закерберг
Эдуардо Саверин
Шон Паркер
Братья Уинклвосс
***
Оценки по
пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть