Нину Русланову с полной уверенностью можно назвать женщиной непростой судьбы. Она подкидыш, выросший в двух советских детдомах в тяжелое послевоенное время. Ее первый фильм "Короткие встречи" (1967) пролежал на полке ровно 20 лет. Всенародная любовь к ней пришла в том возрасте, когда примы начинают играть роли второго плана. И тем не менее она одна из самых любимых народом артисток своего поколения. В канун своего юбилея Нина Ивановна дала интервью корреспонденту "КП".
ПРО КОЛЛЕГ
- Нина Ивановна, о вас всегда говорили как о женщине с непростым харатером...
- Я строгая, но справедливая. Нормальный у меня характер. Просто прямой очень. Не терплю высокомерия и фальши. Хотя самой-то мне кажется, что у меня золото, а не характер. Но со стороны, конечно, виднее.
- А рассказы про то, что вы можете прямо сказать человеку все, что вы о нем думаете, - это не байки, а правда?
- Какие такие рассказы?
- Ну вот самый известный эпизод с Микеле Плачидо...
- Ох, ну вот решительно всех волнуют дела давно минувших дней. Да, было дело. Мы с ним вместе снимались в фильме "Афганский излом". Он, конечно, был главной звездой и со всеми русскими актерами вел себя высокомерно. Это мягко говоря. На самом деле все это граничило с хамством. И тогда я подошла к нему и сказала: "Ты - г...о!" Не помогло, конечно, но мне немного легче стало.
- Вы фирменная актриса Киры Муратовой. Как вам удается работать вместе на протяжении столь долгих лет?
- Прекрасно мы с Кирой уживаемся. Тут все дело во взаимопонимании. Кира - хорошая подруга, мне очень не хватает ее в Москве. Мы с ней недавно созванивались, она опять сетовала на то, что не может найти деньги на новый фильм. Устала, говорит, обивать пороги и выбивать финансирование. А я ей говорю: надо, Кира, надо. Я была бы, конечно, очень рада, если бы она сняла хотя бы один свой фильм в Москве.
-
С новой музой Киры Геогриевны - Ренатой Литвиновой - отношения удалось выстроить?
- Рената - чудо! Лучшая актриса современности! Мы с ней снялись вместе в "Настройщике". И до съемок я много слышала про ее капризность, звездность. Ничего подобного. Таких легких съемок, как с ней, у меня давно не было.
- Она, говорят, вас побаивалась немного. Может, поэтому и не капризничала?
- Да? Я не почувствовала. Не могу сказать, что мы стали лучшими подругами, но никакой напряженности между нами не было и в помине.
- А были случаи, когда с режиссером не удалось найти общего языка?
- Были, конечно. Иногда я уходила, иногда оставалась. В театре могла с репетиции легко уйти. Но в кино контракт не нарушала никогда.
ПРО ДЕТСТВО
- О своем детстве вы не очень любите разговаривать...
- А что о нем говорить? Был детдом, послевоенные голодные годы. Тяжело переживала. Но тогда таких, как я, было полстраны. Выживали как-то.
- Ведь именно из-за лишений того времени вы стали тем, кем стали?
- Думаю, да. Не нравится мне словосочетание "внутренний стержень", но, вероятно, этим самым стержнем я обзавелась в 50-е годы.
- И стали сильной женщиной?
- Вам лучше знать.
- Ну тогда, конечно, стали. Сильные женщины позволяют себе быть слабыми?
- Если понимать под слабостью слезы, то безусловно. Я вообще человек сентиментальный. Могу расплакаться из-за какой-нибудь ерунды. Фильм вот посмотрю какой-нибудь и реву, не могу остановиться.
ПРО СЕЙЧАС
- Дни рождения любите отмечать?
- Ой, мой день рождения - это такая условность, что даже не знаю, как ответить на ваш вопрос. Я ведь до сознательного детского возраста и не ведала, что такое день рождения. А потом воспитательница детского дома принесла отрывной календарь и велела выбрать какую-нибудь дату. Ну я и ткнула в 5 декабря - день сталинской конституции, красный день календаря. С тех пор и повелось. Правда, потом меня перевели в другой детдом, и там долгое время было так: дни рождения отмечались по сезонам. То есть тем воспитанникам, которые родились зимой, устраивали праздник в один день. И дата была плавающая. Так что о том, что у меня вообще есть день рождения, я вновь вспомнила, только когда в актрисы пошла. Да и то не сама - коллеги по театру Вахтангова как-то раз решили поздравить.
- Из детского дома почему сразу в актрисы пошли?
- Да потому что математику плохо знала! Серьезно, никогда не представляла себя ни на сцене, ни в кино. А получилось так, что побывала и там и там. Мне иногда до сих пор кажется, что это сон.
- Со счастливым, надо заметить, концом.
- А про конец - это вы зря. Мне тут недавно сказали, что я сумела покорить какие-то вершины за свою жизнь. Нельзя так говорить. Вершины-то они о-го-го какие бывают. И, хочется верить, у меня они еще впереди.
- То есть про лучшую роль вас спрашивать бессмысленно?
- Точно. Лучшая роль еще не сыграна.
- Сейчас где-нибудь играете?
- Только что закончила два проекта, впервые после операции на сердце снялась: это небольшая роль в сериале "Охотники за бриилиантами" и в картине Андрюши Смирнова. У Смирнова просто счастье какое-то играть. Он ведь 20 лет не снимал ничего, а тут решил взяться за старое. И так прекрасно получилось - ну во всяком случае со съемочной площадки так видно. Большой мастер. Если опять не уйдет в творческий отпуск на два десятилетия, обязательно сыграю у него еще раз.
- Проблемы со здоровьем удалось решить?
- Пока не совсем, больное сердце дает о себе знать. Но играю, кручусь, живу. Вот сейчас день рождения все-таки планирую отметить - соберемся узким кругом либо у меня в квартире, либо на даче. Посидим, поговорим... И дальше жить будем.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Нина Русланова
Народная артситка России. Родилась в 1945 году на Украине. Кто родители, неизвестно. Воспитывалась в двух детдомах.Фамилию получила от известной певицы Лидии Руслановой (воспитатели в детдоме были большими поклонниками песни "Валенки").
В 1964 году приехала в Москву и с первого раза поступила в Театральное училище имени Щукина. В "Щуке" училась с такими будущими звездами советского кино, как Александр Кайдановский и Леонид Филатов.
Дебютный фильм "Короткие встречи" в 1967 запретила цензура, в прокат он вышел только в 1987 году. За роль в "Коротких встречах" Русланова получила свою первую "Нику". За 40 лет в кино сыграла без малого В 100 фильмах. Самые известные роли - Екатерина Филипповна в "Цыгане", Лариса в "Зимней вишне", Наташа Адашова в "Проверке на дорогах". Играла в московских театрах Вахтангова и Маяковского.