DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Ули Хуфен и каторга. Немецкая книга о советском шансоне
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » музыка » барды и шансон » это письмо

2010-11-30 17:40:32

В Германии вышла книга "Режим и денди. Русский уголовный шансон от Ленина до Путина". Автор - Ули Хуфен, немецкий радиожурналист. В начале 1990-х он изучал славистику и историю Восточной Европы в Санкт-Петербургском университете и горячо полюбил советский "блатняк". За что именно? Об этом Ули Хуфен рассказал Александре Овчинниковой.

известия: Чем русский уголовный шансон так полюбился иностранцу?

ули хуфен: Когда слышишь его, понимаешь: это - настоящее. Нет подражания западным музыкальным течениям, которое чувствуешь в советском роке или джазе, например, так называемый "блатняк" - самобытен. За ним непрерывная традиция, история - с XIX века, с далеких "каторжных песен" вплоть до сегодняшнего дня. И этим он меня лично зацепил. Впервые я познакомился с этими песнями в начале девяностых в Петербурге. Один из друзей поставил мне запись Аркадия Северного, и я был пленен ею буквально с первого аккорда. С тех пор стал изучать это явление. Последние десять лет веду на радио передачу, в которой знакомлю немецкую аудиторию с "блатняком", и могу сказать: интерес у слушателей огромный.

и: Книга - итог ваших исследований о советских блатных песнях?

хуфен: Да, но не только. У книги есть более глобальная цель. Я хотел описать жизнь в СССР через призму ярких музыкантов. Показать, что она была не столь однозначной, как принято считать в Европе. Ведь на Западе люди до сих пор живут во власти клише времен "холодной войны". Все, что они знают об СССР - там был Сталин, серость, глупые коммунисты, которые работали на заводах. Не было свободных людей, никто не танцевал и, возможно, даже не занимался любовью. Все это стереотипы. И моя книга направлена как раз против них.

и: Какой вы увидели жизнь в СССР и как относитесь к советскому режиму?

хуфен: О советском режиме нельзя говорить как о каком-то монолите. Режим ведь менялся. СССР 1938 года и СССР 1968-го - две абсолютно разные страны. Как раз на этом я сделал акцент в своей книге. И этим отчасти обусловлена подборка персонажей. Каждый из них - выразитель того или иного периода начиная с 1920-х годов и до крушения Союза. Что я думаю об этих периодах? Сталинская эпоха отмечена чудовищными преступлениями. Эту страницу не стереть из истории, но о ней уже так много сказано, что мне нечего добавить. Да и не хочется. Меня больше интересует другое. А именно - то хорошее, что было в СССР и о чем известно гораздо меньше. Например, та яркая жизнь, которая кипела в художественных кругах страны начиная с "оттепели". Были талантливые художники, музыканты. Они совершали сумасшедшие поступки, жили своей "богемной" жизнью. У них сложилось собственное понимание о моде, о стиле. Возникло целое направление - "стиляги". Это не были диссиденты - нет, они чувствовали себя при советском режиме как рыба в воде. Просто эти люди вообще не мыслили политическими категориями, им дела не было до съездов ЦК. Они умели вести насыщенную, интересную жизнь. Таких персонажей я назвал "денди" и в книге описал, насколько смог подробно, их образ жизни.

и: Главные герои книги - Леонид Утесов, Константин Беляев, Аркадий Северный, Гарик Осипов. Почему именно они?

хуфен: Они мне больше всего понравились как музыканты. Кроме того, это были люди остроумные, с чувством юмора. В их песнях - легкость удивительная. Она присутствует даже тогда, когда сам текст - о вещах тяжелых, о лагерной жизни. Такой подход намного сложнее и требует гораздо большего мужества от музыканта, чем когда он говорит серьезным языком о серьезных вещах.

и: Кто из современных российских музыкантов вам нравится?

хуфен: Из современных исполнителей блатных песен мне никто не интересен.

и: Почему так?

хуфен: Сегодня слишком много коммерческих проектов. Деньги решают все. Коммерческое давление огромно - и оно намного хуже, чем политическое давление на музыканта в СССР 1960-1970-х годов. Сегодня, если у человека нет денег и он не может своими песнями их зарабатывать, он уже не будет жить столь же беззаботно, как Северный или Беляев.

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » музыка » барды и шансон » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru