DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Как мы боролись за звание «Чайника с божественным свистком»
| text | html

web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо

2010-11-30 02:07:44

Общество

продолжительность:

02.34

Детский фестиваль бардовской песни

В прошлое воскресенье в Москве стартовал детский бардовский конкурс-фестиваль «Слушай и скажи!», наш спецкор Ярослава Танькова оказалась на нем в роли мамы юной участницы - Софии Таньковой, которая, кстати, прошла в четвертьфинал [видео]

Ярослава ТАНЬКОВА — 30.11.2010

Обычные люди заслышав слово "бард", либо кривятся: "Избит гитарой желтой…", либо ржут: "Над костром пролетает снежинка, как огромный большой вертолет…" И ничего удивительного. Только большие знатоки сегодня могут объяснить, чем профессиональный бард-исполнитель отличается от воющего у костра "каэспэшника" в мокрых кедах (КСП – клуб самодеятельной песни).  А урбанизированные дети и такого зверя, как "каэспэшник" ни разу в жизни не видели. Потенциальные слушатели давно записали авторскую песню в "винтажные ценности" из времен "физиков-лириков", и слушают ее только в обрамлении старых фильмов.

Тем временем, талантливых поэтов не стало меньше. Что-то где-то сочиняется, но оседает на дружеских кухнях и в пыльных зальчиках, на авторских концертах для любителей, не достигая заткнутых плеерами ушей большинства. Авторской песне необходим мессия. Кто-то, кто перевернет реальность и найдет новый ход, откроет новую эру…  Его ищут!

Соня Танькова, дочка нашего обозревателя, покоряет жюри и слушателей «Ежиком резиновым с дырочкой в правом боку». Соня Танькова, дочка нашего обозревателя, покоряет жюри и слушателей "Ежиком резиновым с дырочкой в правом боку".

"Дети любят, чтобы просто и про любовь"

Пока моя дочь вдохновенно завывала в школьном кабинете, где проходило предварительное прослушивание, я разглядывала объявление: "С 1 ноября по 15 мая… детский фестиваль под руководством Сергея Никитина… Приглашаются все желающие от 7 до 18 лет, поющие песни собственного сочинения или бардовского направления (Митяев, Городницкий, Визбор, Макаревич, Шевчук... )" Надо будет как-нибудь рассказать Шевчуку с Макаревичем, что они они барды. То-то обалдеют! Но что делать организаторам, если из классических "джентльменов гитары" современные дети, в лучшем случае, знают Митяева? Старики забыты, а новые имена и стихи хоть и появляются, но не выходят за рамки специализированных фестивалей. Время другое, - конкурировать с "ты целуй меня везде" бесполезно. Но ведь бродят же и среди современной молодежи гумилевские "очарованные жирафы" - странные дети, читающие Бродского и сочиняющие свои стихи. Не обязательно умеющие и знающие, как это делать, главное – пытающиеся. Вот для них-то и организовали этот фестиваль, как маячок, - чтобы знали куда идти.

Но обо всем этом я узнала позже. А на прослушивание мы попали совершенно случайно. Поэтому я переживала, что Соня не пройдет и расстроится. На гитаре она не играет, пением не занимается, по нотам попадает не всегда... Правда, авторские песни знает и любит - в семье у нас постоянно поют под гитару. Но сама, из солидарности со сверстниками, чаще надрывно орет под записи современных "поп-див". Однако, узнав, о прослушивании, ребенок тащил меня сюда волоком, как трактор "Беларусь", наплевав даже на мультики. Она хотела участвовать, и это оказалось решающим фактором!

- Мама, меня взяли! – орет выскакивающая из кабинета дочь.

- И сколько я должна за участие? – спрашиваю с подозрением у педагога, все еще не веря, что в нашей стране сохранились островки коммунизма, где что-то делается только "во имя искусства".

- Какие еще деньги! – отмахивается преподаватель, уже заводя в класс очередную девочку. – Спасибо вам огромное, что ребенок такие хорошие песни знает! Репетируйте дома, чтобы чище по нотам попадала, и приходите в воскресенье соревноваться за звание лучших. А заодно услышите, как поют мастера и дети, которые занимаются в гитарных кружках.

Уже по дороге интересуюсь:

- Сонь, вот ты же сама бардов любишь. А почему с подружками не поешь?

- Им не нравится. Детские песни никто не поет, чтобы не выглядеть маленькими. А взрослые очень сложные, стихи непонятные. Вот в эстрадных песнях, у той же "Фабрики", и понятно все, и про любовь.

Как отбирают "бардовский лягушатник"

Сама Соня выглядеть маленькой, слава богу, не боится, поэтому мы выбрали смешную песенку "Ежик резиновый" на стихи Юнны Мориц и музыку Сергея Никитина. Незамысловатая история о том, как резиновый ежик в фантазиях автора бродит по лесу в малиновой шляпе, а на деле плавает в ванной некого Вани. Нахлобучили на Соньку соломенную шляпу. Для придания "малиновости" украсили ее алым страусиным пером. Остальные "детали костюма" - круглые от восторга глаза, "каучуковые" подрыгивания и посвистывания у моей попрыгушки свои, натуральные. 

Воскресенье, время "Ч", центр города. Уворачиваясь от автомобилей, пересекаем Таганскую площадь. Не перестаю удивляться, - обычно, если что-то и делается бесплатно, да еще на тему искусства, это проходит далеко за Садовым кольцом, в каком-нибудь ДК "Веселый сантехник". А тут успешно конкурирующий с местными ресторанами клуб авторской песни "Альма-матер"... На двери афиша Михаила Боярского (еще один тот еще бард!)

В холле толкутся разновозрастные дети. Гитары за худосочными плечами, как  панцири у черепашек. Бардовский "лягушатник" - лица уже одухотворенные, но пока еще одеты прилично, а не в стиле "душа поэта ороговевшая застиранным свитером". Есть даже мальчики в костюмах с галстуками.

- Пап, а это кто? – ребенок лет одиннадцати тычет пальцем в портрет Никитина и далее задает тот же вопрос про Высоцкого.

Не соврали организаторы. На конкурс действительно пришли неподготовленные дети, которые интересуются гитарой и бардами не "благодаря", а "вопреки". Но откуда их такое количество? Ведь говорят, что авторскую песню молодежь не слушает. А зал полный. Даже если учесть, что половина – только болельщики, все равно много.

- Здесь дети из семи отсмотренных школ – устало улыбается организатор и известный автор Елена Решетняк. – Мы их по крупицам собираем, "выклевываем" из попсово-роковой массы. Сами бегаем с объявлениями, сами проводим прослушивания. Детей, которые хотя бы отдаленно понимают, что такое бард-направление, мало. И те часто путают авторскую песню с шансоном, поют кошмарный блатняк и малохудожественный репертуар ветеранов Афгана и Чечни. Где им учиться, если даже преподаватели не знают, что такое авторская песня? Как-то прихожу я в школу, где завуч с порога объявляет, что у них "в этом направлении работа ведется". Тащит меня в комнату, где некий Сергей Сергеич и две его ученицы в три гитары очень громко кричат камерную, в сущности, песню: "Вечер бродит по лесным дорожкам!....". Причем учитель заглушает девочек, потому что сами они петь не умеют, а ничего другого просто не слышали. Заниматься чистым творчеством сейчас не модно. Даже в кружках сплошной гламур и песни под "фанеру".

Увы, приходится с этим согласиться. Тем загадочнее история происхождения сегодняшних конкурсантов…

Приятно удивил Центр образования 117 им. Чехова Дети-конкурсанты - один другого интереснее. Приятно удивил Центр образования 117 им. Чехова Дети-конкурсанты - один другого интереснее.

Авторская песня – это как рэп и Достоевский

Пока есть время, докапываюсь до детей кто они, откуда знают эти песни, почему барды не в моде среди их друзей и можно ли с этим что-то сделать.

- Мне эти песни поет мама – говорит 9-летняя Катя Михасева из Центра образования 170. - А подружки не поют, потому что не знают. Их же в клипах по телевизору не показывают, как другие песни…

- Это культура, которую во мне воспитали родители, – говорит 12-летний Калинин Денис из той же школы. – Авторская песня для умных людей, как знак качества. Если человек ее знает, значит - свой. Кому повезло с родителями, тот понимает, о чем я. А остальным могу только посочувствовать.

- Чтобы понимать бардов, нужно уметь мыслить и читать, – поддерживает его 11-летний Андрей Хмельщиков – гость фестиваля из студии авторской песни "Первая струна" ЦДЮТ на Воробьевых горах. – А сейчас никто не читает и думать не любит. И, к сожалению, даже если на фестиваль придут – не поймут.

- Это песня, которую хорошо петь в компании близких по духу людей, хоть у костра, хоть на кухне… – улыбается 15-летняя Полина Покладок из школы 1405. – Сейчас вместо задушевных компаний модно быть в "тусовке", а это никакой близости не подразумевает. Все либо "тусуются", либо сидят за компьютерами по-одному. Друзей заменили приятели, потому и не популярны барды – не с кем петь.

- Время сейчас не хуже и не лучше, чем лет 30-50 назад, когда была популярна авторская песня, просто оно другое – считает 13-летняя Ксения Корнилова (все тот же центр образования им. Чехова 170). – И нынешнему времени барды несозвучны. Этого не изменить. Другое дело, что и люди бывают несозвучными времени. Например я – девушка из прошлого, люблю бардов.

Среди конкурсантов выделяется чернокожий 12-летний Сергей Мосса. Серьезный, интеллигентный мальчик в очках и его младший брат как котята жмутся к улыбчивой белокожей маме. Увы, папа не смог прийти – работа.

- Барды не популярны среди молодежи потому, что в ней не столько поют, сколько высказывают интересные мысли, – рассуждает Сергей. – А молодежь любит ритмичную музыку, чтобы "отрываться", не задумываясь. Но я люблю бардов и рэп. Кстати, во многом эти направления похожи... Хотя барды мне все же ближе.

К моему огорчению, подавляющая часть опрошенных мною детей категорически отвергла возможность популяризировать авторскую песню в наше время. Сами поют, гордятся этим, чувствуют себя избранными... Но про сверстников говорят одно и то же: "Не придут, не поймут".

Только 16-летний Сергей Комаров из школы 113 признался, что раньше думал так же, а теперь считает, что ошибался:

- Я раньше стеснялся говорить друзьям, что пою и слушаю бардов, казалось, засмеют. Ведь есть стереотип, что барды - это "три аккорда у костра". Но однажды я спел в компании Леонида Сергеева "Колоколенку" и всем понравилось, хотя все и удивились, что такая хорошая песня именно бардовская. Сейчас здесь со мной двое друзей и они с удовольствием пришли на концерт. Безусловно, авторская песня для умных людей, не всем понятна. Но это, как классика - Достоевский там, или Чехов – им не нужно бороться за звание "лидер продаж", они вечны.

Среди конкурсантов выделяется чернокожий 12-летний Сергей Мосса, который признался, что любит бардов и рэп, но Среди конкурсантов выделяется чернокожий 12-летний Сергей Мосса, который признался, что любит бардов и рэп, но "бардов все же больше".

Чем барды отличаются от "дремучего КСП"

Наконец, концерт начался. Первым на сцену вышел председатель жюри этого отборочного тура – Вадим Егоров (один из классиков жанра авторской песни, автор более двухсот песен и пятисот стихотворений, лауреат национальной премии "Благодарность" за выдающийся вклад в золотой фонд авторской песни):

- Я сидел вот там, в уголке и все всматривался в ваши глаза, потому что хочу угадать, кто из вас тот самый, кто скоро напишет стихи наряду сОкуджавой,  Галичем, Высоцким, Визбором…- начал он в своей очаровательной улыбчиво-растерянной манере. – Я вам прочту одно свое стихотворение… Оно про вас.

Жажда славы, словно шмель, жужжит над ухом. 

Для других - и Божий луч, и эталон. 

Гений кто? А тот, кто сам ни сном ни духом 

И не ведает, что гений - это он. 

В магазине прикупив мясца и рыбки, 

Снег ли валит или дождичек кропит, 

Гений знай себе пиликает на скрипке, 

Или лепит, или перышком скрипит. 

У него какой-то вывих в каждом гене: 

Не повеса, не святоша, не бобыль, 

Слава Богу, он не знает, что он гений, 

А иначе вряд ли гением бы был. 

В этом мире только Бог над ним начальник, 

И вчера своим торжественным баском 

Бог сказал мне: "Ну, конечно же, он чайник, 

Странный чайник, но с божественным свистком". 

Пусть вершится смена граций и традиций, 

Пусть крошится винегрет из душ и тел, 

Лишь бы булькала в том чайнике водица 

И свисток божественный свистел.

Потом Егоров пел свои знаменитые "Дожди", а я шепотом переводила Соне взрослые, не всегда понятные ей метафоры. Поначалу я немного переживала, что звучало очень мало детских песен. Даже у самых юных конкурсантов репертуар был серьезный и классический: "Атланты", "Если друг оказался вдруг", "Давайте восклицать", "Никого не будет в доме"...

- Господи, это что ж такое с детьми-то делается! – периодически хваталась за голову сидящая в жюри известная исполнительница авторской песни Лидия Чебоксарова. – Хорошие дети, интересные голоса, но репертуар - уровня дремучего КСП (клуб самодеятельной песни). Это ж надо - на конкурсе звучит культовая "Милая моя, солнышко лесное"! Такого во времена Царя Гороха на бардовских конкурсах не было! Все искали что-то новенькое, особенное, выкапывали, рыскали, слушали… А сейчас дети просто не знают современной авторской песни. Поют то, что было услышано от родителей, раскручено во времена физиков-лириков… Родители большего дать не могут, а учителей хороших еще поискать надо. С этой точки зрения, конечно, фестиваль для такого неприкаянного творческого молодняка просто находка, ведь организаторы обещают ими заниматься.

Пока же оригинальным репертуаром отличались только ученики студий авторской песни: "Первая струна" из бывшего Дома Пионеров на Воробьевых горах, Центры детско-юношеского творчества "Киевский" и "Матвеевское". Они не участвовали в соревновании, а были приглашены, как гости фестиваля. Важно опираясь на собственные гитары, как бывалые мушкетеры на не раз обагренные кровью шпаги, они сидели отдельными стайками и смотрели на неопытных конкурсантов с легким превосходством. Тут, само собой, "солнышком лесным" даже не пахло! Бродский, Щербаков… И все бы хорошо, вот только что-то меня напрягало в этих безусловно талантливых, но каких-то перекачанных почти религиозным восторгом детях. Они пели замечательные песни, но с такими скорбными лицами, словно в церкви, прикасаясь к святыне. Некоторые педагоги при этом благостно качали головами и говорили что-то о "Никитинских интонациях". А я думала только о том, что, возможно, вот в этой оправданной, но заскорузлой попытке повторить великих и кроется нынешняя неудача бардовской песни. Кому нужны "никитинские интонации", если они исходят не от самого мэтра Никитина? А где новые, их собственные, найденные только ими самими "интонации"? Увы, мне показалось, что бесспорно ярких личностей на сцене было не много. Но, что безусловно радует, почти все они были среди конкурсантов.

Какой "ежик" не мечтает стать "чайником"!

Дети, которые впервые вышли на сцену, часто не могли даже аккомпанировать себе на гитаре. Но они сияли индивидуальностью. Может, именно потому, что их никто не учил? Они понятия не имеют, что бардовскую песню нужно петь как-то "так и не иначе" и именно поэтому поют ее так, как никто другой. Похоже, задумка организаторов поискать таланты среди "не умеющих" работает.

Двенадцатилетний Калинин Денис так исполнил песню "О друге", что я, пожалуй, впервые не была против чужого исполнения Высоцкого. Поющий бардов мулат Сергей Мосса – уже готовый кандидат на большую эстраду. Кстати, я вообще была потрясена Центром образования 117 им. Чехова! Дети-конкурсанты – один другого интереснее. Причем, обычные дети, не представители какой-нибудь "супер-элиты". И привела их обычная, школьная учительница пения, которая потом весь концерт сияла в зале огромными глазами, наполненными слезами гордости (я не преувеличиваю!) за своих учеников. Вот эти глаза, улыбка, неподдельно искренняя любовь – все откуда-то из старых фильмов про школу. Оттуда, где водились "доисторические звери" - Педагоги с большой буквы. Увы, сегодня большинство из них вымерло, как динозавры, вместе с авторской песней…

Очень запомнился Комаров Сергей, исполнивший "Колоколенку" Леонида Сергеева так, что я поверила, что этот 16-летний парень был на войне.

Юная бардесса Полина Покладок привезла собственные песни. Тоненькая девочка со странной, "плачущей" манерой исполнения. Вечная тема неразделенной любви, непослушно-лохматые рифмы… Но она завораживала:

Можно я останусь тихой песней,

Тихой песней в памяти твоей

Чтобы быть всегда с тобою вместе,

Чтобы быть с тобой наедине?

Можно я останусь летним ветром,

Летним ветром на твоих губах

Чтобы стать твоим дыханьем редким

Чтобы чувствовать по-прежнему тебя?

Можно я останусь зимним утром,

Утром, когда были мы вдвоём

Чтобы не забыть мне те минуты,

Когда все проблемы нипочём?

Можно я навек твоя останусь,

Чтоб никто не смел нас разлучить.

Обо мне ты больше не узнаешь,

Только разреши мне рядом быть.

Моя Соня покорила всех детской непосредственностью, помноженной на грацию дрессированного бегемотика. Все вместе это называется органичностью или "природным обаянием". Ножки трогательно скосолапила, восторженно-кокетливую мордочку скроила и всем было уже не до фальшивых нот.  Конечно, этого маловато для того, чтобы пройти отборочный тур… Но выиграла же именно таким образом немецкая девочка Евровидение. Короче, жюри валилось под стол от хохота, зал дружно аплодировал. Голосование было единогласным – Соня прошла в четвертьфинал.

До следующего тура еще очень много времени, и пока идут другие отборочные, мы репетируем. Но промежуточный результат уже есть. Выйдя на улицу, Соня мечтательно прокомментировала груды опавшей листвы егоровским: "…И осень огненный парик сдирает ливневыми лапами". А через несколько дней, выполняя школьный урок на тему дружбы, легко процитировала Высоцкого "Если друг оказался вдруг…", потребовала дать ей почитать Юнну Мориц и сочинила стих на английском языке. А переполнившись поэтической атмосферой, выдала афоризм: "Какой ежик с дырочкой не мечтает свистеть, как чайник с божественным свистком?!" Для 9-летнего ребенка очень неплохо, не каждый взрослый так умеет.

Конечно, "свистит" мой "ежик-чайник" пока не очень по нотам, поэтому вряд ли дотянет до финала, хотя будем очень стараться. Но огорчаться в любом случае не станем. Дружно набьем морду той самой "панде", которая отдавила Соньке уши и  с удовольствием отправимся покупать билет на очередной концерт какого-нибудь хорошего барда… А, может, не только с удовольствием, но и с гордостью, потому что это будет концерт восходящей "звезды" авторской песни, которая как раз сейчас читает эту публикацию. Читает и думает: "Может правда пойти? Показать свои стихи, музыку… Вдруг кто-то заметит?"

Дорогой юный талант, не сомневайся, иди обязательно. Поверь, тебя очень ждут и мастера и зрители! Бардовской песне сейчас очень нужен новый "мессия". Кто знает, может быть, это ты?

Говорят, что авторскую песню молодежь не слушает, но на первом отборочном концерте зал был полон и участники еле поместились на сцену для общей, финальной песни. Говорят, что авторскую песню молодежь не слушает, но на первом отборочном концерте зал был полон и участники еле поместились на сцену для общей, финальной песни.

ИЩЕМ ТАЛАНТЫ!

Начиная с ноября 2010 по март 2011 каждое воскресенье, в 14.00 в бард-кафе "Альма-матер" на Таганской площади, д.12/4 стр.5 будут проходить отборочные туры-концерты и мастер-классы мэтров. В жюри - знаменитые барды и преподаватели авторской песни: Сергей Никитин, Олег Митяев, Александр Городницкий... После каждого концерта – прослушивание для желающих участвовать в следующем отборочном концерте. Финал – в мае.

Организационные вопросы можно уточнить либо в клубе по телефону: (495) 649-50-07, либо у организаторов по почте:

reshet2006@yandex.ru

СКАЗАНО!

"Нужно защитить детей от "фабрики звезд"!

Так прокомментировал открытие фестиваля Сергей НИКИТИН - председатель финального жюри, заслуженный деятель искусств России

- В марте 2011 года нашему клубу "Никитинские встречи" исполняется 20 лет.Можно сказать, что этот детский фестиваль – часть нашего празднования. И, знаете, я против того, чтобы эти фестивальные концерты воспринимались, как конкурс и даже назывались "отборочными турами"... Я бы назвал их "творческими мастерскими". Ведь дело не в соревновании, не в том, кто пройдет в финал, а в том, что ВСЕ участники получат мастер-класс и творческий заряд. Ведь мы дадим им возможность услышать хорошие песни, выбрать то, что они сами могли бы исполнить, научиться слушать и слышать, держаться на сцене и петь от души. Нужно как-то защитить наших детей от потока "фабрик звезд" и постараться сделать из них нормальных людей… 

Источник



web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru