Ни фига себе на
свиданьице сходил. Всхлип кота Бублика
Молодой
парень Пол Хэкет (Гриффин Данн) работает
программистом. Несмотря на то что
внешностью его природа не обидела, Пол
не имеет подружки. Как-то раз, сидя
вечером в кафе, он познакомился со
странноватой девушкой по имени Марси (Розанна
Аркетт). Пол обменивается с Марси
телефонами и в тот же вечер, решившись,
звонит ей. Марси предлагает Полу
приехать к ней в Сохо - девушка живет с
подругой по имени Кики Бриджес, которая
работает скульптором.
Пол ловит такси и
нарывается на долбанутого водителя (Ларри
Блок),
который носится с дикой скоростью. В
процессе поездки у Пола улетает в окно
его единственная купюра в двадцать
долларов.
Марси
дома отсутствует - она ушла в аптеку, как
сказала Кики. Пол помогает Кики
поработать над скульптурой, а потом
делает ей массаж плечевого пояса.
Потом возвращается
Марси и ведет Пола в свою комнату. Там
они пускаются во всякие разговоры, и у
Пола возникает подозрение в том, что
Марси в свое время получила серьезные
ожоги. А у Пола пунктик из детства
- он не выносит ожоги. Кроме того, Марси -
она очень странная. У нее был долбанутый
муж, которого она любит до сих пор, и есть
постоянный парень, с которым Марси
поссорилась.
Полу
все это дело быстро надоедает, когда он
понимает, что с Марси ловить нечего, и он,
уличив момент, сбегает из ее квартиры.
Однако добраться до
дома у него не получается. На такси денег
не осталось, а в метро повысили плату за
проезд - у Пола не хватает каких-то
копеек.
И
тут начинается длинная и крайне
неудачная для парня ночь, во время
которой он познакомится с массой всяких
своеобразных и даже опасных персонажей,
некоторые из которых неожиданно
оказываются связанными между собой.
Единственное, чего
хочется этому парню, так это поспать или
добраться до дома. Но у него возникает
такое ощущение, что этого не получится
уже никогда .
***
Потихоньку
отсматриваю старые фильмы Мартина
Скорсезе. Этот был снят после "Короля
комедии" с Де Ниро (еще не смотрел, но
обязательно посмотрю) и в аккурат перед
отличным "Цвета
денег" с Полом Ньюманом и Томом
Крузом.
Жанр фильма на IMDB
определен как трагикомедия (ну, точнее,
там это формулируется "Комедия-Триллер").
Однако чисто комедийных элементов в
картине очень мало, несмотря на
присутствие Чич Марина, да и трагедией-триллером
ее назвать несколько сложно.
Некоторым
образом "После работы" напоминает
замечательный фильм Шахназарова "Город
Зеро". Там вполне благополучный
мужчина приезжал в некий город Зеро, где
вокруг него сразу закрутилась абсурдная
круговерть из всяких местных фриков, и
выбраться из этого города, несмотря на
кажущуюся простоту, не было никакой
возможности.
В
"После работы" - очень похожая
ситуация. Парень-яппи знакомится с
девушкой, приезжает к ней в гости и там
очень быстро оказывается вовлеченным в
круговерть из фриков, психопатов,
законченных кретинок, самоубийц и
совсем страшных персонажей - скульпторш.
При этом, как водится
у Скорсезе, злые улицы ночного Нью-Йорка
играют свою традиционную зловещую роль:
кажется, что этот парень, попав в
вывернутый наизнанку мир, из него
никогда и ни за что уже не выберется.
Сценарий
картины написал Джозеф Миньон, будучи
студентом Колумбийского киноинститута,
в рамках задания, которое ему дал
преподаватель - югославский режиссер
Душан Макавеев. За сценарий Миньон
получил высшую оценку. А режиссером
фильма мог бы стать Тим Бертон - его,
наряду со Скорсезе, выбрали продюсеры,
посмотрев бертоновскую анимацию "Винсент".
Однако когда Скорсезе освободился для
этого фильма после того, как у него
отложили проект "Последнее искушение
Христа" (в результате он его выпустил
только в 1988 году), Бертон заявил, что не
хочет стоять на пути Скорсезе, и
отказался.
Оно,
конечно, интересно было бы посмотреть,
что на таком материале снял Бертон, но у
Скорсезе фильм получился, во-первых,
очень достойный, а во-вторых, четко в
стиле старого Скорсезе времен "Злых
улиц" и "Таксиста". Герой "После
работы" днем живет в благополучном
мире офисных клерков, уютных квартирок и
симпатичных забегаловок, а ночью, волею
судеб оказавшись в Сохо, знакомится с
совсем другим Нью-Йорком, выглядящим как
ночной кошмар.
И,
как в "Городе Зеро", поначалу вроде
ничто не предвещает. Ну да, долбанутый
таксист, подозрительная скульпторша,
странная девушка Марси, но ведь рядом
такси, рядом подземка - сел и уехал. Но
деньги улетели, на подземку денег не
хватило, и ночной Сохо засасывает Пола
все глубже и глубже.
Кстати,
поневоле обращаешь внимание на то, что
все самые долбанутые жители Сохо,
попадающиеся Полу на пути в эту ночь,
женского пола! Ночной Нью-Йорк, по мнению
Скорсезе, - это город долбанутых теток! И
действительно: Марси, скульпторша Кики,
на всю голову больная блондинка Джули (кстати,
ее сыграла Тери Гэрр - Сэнди Лестер из
"Тутси"), странная тетка Гейл (Кэтрин
О'Хара) и опять скульпторша Джун (Верна
Блум). Из мужиков разве что бармен Том (Джон
Херд) выглядит несколько своеобразно, но
он просто очень вспыльчивый. Все
остальные - нормальные мужики, которые
просто идут на поводу у науськивающих их
теток.
Персонажи
в фильме, конечно, совершенно
замечательные. Все женские роли
исполнены просто блестяще - все как одна,
хотя больше всего, конечно, хотелось бы
отметить блондинку Джули и сцену с Гейл,
когда она мешает Полу звонить по
телефону. Ну и Розанна Аркетт, конечно,
просто обаяшка.
Неубиваемый
бартендер Чич Марин здесь сыграл
небольшую, но яркую роль веселого
грабителя, интересующегося искусством.
Его фраза "тут чем уродливее, тем
дороже" может быть четко отнесена к
персонажам этого своеобразного
райончика: тут чем чуднее, тем лучше
вписываешься в окружающую
действительность.
Гриффин
Данн, которого я, кроме как в этом фильме,
больше нигде не видел (я знаю, что он
играл в знаменитом "Американском
оборотне в Лондоне", но я этот фильм
еще не посмотрел), сыграл на твердую
четверочку. Он вовсе не ботаник, а именно
яппи - то есть эдакий молодой
благополучный средний класс, у него есть
характер и он ни разу не попытался
сдаться: как та легендарная лягушка Пол
из вязкой ночной массы психованного
Сохо пытается сбить масло своего
привычного мирка. И мы верим, что ему это
удастся сделать - пусть даже по чистой
случайности.
Рассказывают,
что Скорсезе, стараясь добиться нужного
состояния у Данна, во время съемок
запрещал ему заниматься сексом и
требовал, чтобы тот находился в
постоянном недосыпе. Не знаю, как на
Гриффина повлияло вынужденное
воздержание, а вот что недосып на нем
отразился именно так, как нужно, - в этом
нет никаких сомнений: видок у Пола после
ночи соответствующих приключений - тот
еще. Достоверность просто стопроцентная.
В
общем, мне этот фильм, безусловно,
понравился. Начинается он очень
спокойно и даже неторопливо, но чем
дальше, тем круче Пол увязает в этом
слегка сюрреалистичном абсурде и тем
более интересные персонажи ему
попадаются.
"После работы" у
Скорсезе не настолько известен, как,
например, "Таксист" и те же "Злые
улицы", однако это хорошее кино,
которое к тому же почти не постарело - я
фильм первый раз посмотрел только
сейчас, спустя двадцать пять лет после
его создания, и могу сказать, что
смотрится он вполне достойно.
Кстати, критики
картину оценили неплохо. Номинация на
BAFTA (британский "Оскар") Розанны
Аркетт, номинация на "Лучший фильм"
и победа в номинации "Лучший режиссер"
на Каннском фестивале, номинация на "Лучший
иностранный фильм" премии "Сезар"
(французский "Оскар").
***
Оценки по
пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть
4
4+
4+
4
сюрреалистичная черноюморная комедия
вполне можно