В субботу Алексею Рыбникову исполнилось 65 лет. Полный творческих сил, он пишет музыку для новой оперы, работает над симфоническими произведениями... Но та рок-опера которая сделала его знаменитой, "Юнона и Авось", до сих пор, спустя почти 30 лет, волнует его сердце. Мы встретились с композитором, чтобы узнать секрет долголетия "Юноны и Авось".
- Алексей Львович, скажите, почему первая ваша опера "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" не так популярна, как "Юнона и Авось"? Может, дело в герое? В "Юноне" все же соотечественник - граф Резанов, а страсти - жгучие, не всякий Че Гевара выдержит.
- "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" шла 18 лет в театре "Ленком" с огромным успехом до конца 90-х. Потом произошел слом веков, смена поколений. Выросла молодежь, которая не знает этой оперы. А "Юнона и Авось" сохранила свою аудиторию, так как она до сих пор идет на сцене разных театров. Но мы, кстати, сейчас мы возрождаем "Хоакина Мурьету" в моем музыкальном театре. Написаны новые стихи и новые аранжировки, новые тембр и ритм - опера получилась потяжелее. Да и с выходом фильма о Зорро, который мстит за смерть Хоакина Мурьеты, эта рок-опера будет восприниматься молодежью по-другому.
- "Юнона и Авось" была написана по заказу "Ленкома". Знали ли вы заранее, кто будет исполнять роль графа Резанова и Кончиты? Советовался ли с вами худрук театра Марк Захаров?
- Мы знали точно, что есть не так много актеров, которые бы сыграли и спели в нужной нам манере. Говорят, внутри "Ленкома" происходил своеобразный кастинг. То, что будут задействованы Караченцов и Абдулов, ни для кого не было секретом. Кстати, первым исполнил арию графа Резанова певец Геннадий Трофимов, его голос и был на "каноническом" диске. А позже, когда в работе над спектаклем сложился образ графа Резанова, то всем стало ясно, что это Николай Караченцов.
- А вы были на пробах в "Ленкоме"?
- Я лежал с болезнью Боткина в больнице три месяца и находился между жизнью и смертью, а вышел из больницы, когда уже был утвержден Караченцов.
- Это мистика?
- Мистика "Юноны и Авось" для меня связана уже с тем, что мне захотелось написать музыку на русский духовный сюжет, где все пронизано молитвами. Импульс был такой: я должен это сделать. Я с детства был крещеным и, видимо, подошел возраст (в 1997 году мне было 33 года), когда я начал сочинять духовную музыку. Через 2 года я встретился с Андреем Вознесенским, и мы начали нашу совместную работу. Нам мистически везло: власти вначале запрещали оперу, находя в ней антисоветский характер, а потом вдруг отступились… Этот мистический ореол оперы до сих пор не исчез, и может, определяет ее успех на протяжении 29 лет.
- Вы знали, что Павел Смеян вытягивал ноты за Николая Караченцова, которые он не мог взять?
- Разумеется, знал. Но Караченцов и сам до какого-то возраста брал все верхние ноты. Была только своеобразная вокальная поддержка. Иначе в драматическом театре такой спектакль не поставить.
- Как вы отнеслись к высказыванию жены Караченцова Людмилы Поргиной, что нельзя было отдавать роль Караченцова другому актеру?
- Эту партию исполняли десятки человек и в России и за рубежом. Я знаю многих Резановых. Просто внутри "Ленкома" и у меня лично было и есть очень трепетное отношение и к спектаклю, и к Николаю Караченцову.
- Что значит для вас Авось? Это историческое соединение союза – "а" и слова "вот"?
- Когда я сочинял, то кроме значения "авось выплывем, авось нет" - другого смысла я не вкладывал. Когда не было больше никакой надежды, шли на авось. "Авось" - это последняя надежда.
- Кто на ваш взгляд из актрис сыграл лучше всех Кончиту?
- Мне, безусловно, очень дорог образ Кончиты, созданный Еленой Шаниной. В последние годы мне очень нравилась в этой роли Анна Большова. Я узнал, что недавно эту роль отдали совсем юной актрисе. Я еще не видел ее, но собираюсь послушать. Видимо, так и должно быть, что исполнительницы этой роли меняются чаще: ведь Кончите, по сюжету, 16 лет.
Как выяснилось, Анна Большова, которая с Николаем Караченцовым была долгое время лицом спектакля "Юнона и Авось", больше не исполняет арию Кончиты. Ее заменили молодой актрисой Александрой Волковой.
- Я же не могу ничего поделать с тем, что Анна Большова больше не выглядит как 16-летняя Кончита, - сказал нам руководитель театра "Ленком" Марк Захаров. - Вот Александра Волкова молоденькая, задорная и с огоньком в глазах. Это ее первая большая роль у нас в театре. На мой взгляд, она справляется. Анна Большова осталась в театре, но не в "Юноне и Авось". У нее есть и другие главные роли.
Когда мы спросили Марка Захарова, что бы он сам хотел узнать у Рыбникова о "Юноне и Авось", он поинтересовался: "Что для него было самым сложным в работе над оперой?". Ответ композитора был неожиданным:
- Марк Захаров и был самым сложным для меня. Я подошел к работе над "Юноной" очень ответственно, произведение получалось серьезным и глубоким. А Марку нужны были взрывные эффекты, способные поразить зрителя. Я считал, что он разрушает образ главного героя, и каждый раз злился на это. Но, тем не менее, мы преодолели разногласия и у нас граф Резанов получился многоплановым: есть и любовь, и предательство, и тоска, и душевный порыв. И зритель включается с самого начала спектакля.
- Как церковь отнеслась к такой необычной интерпретации молитв?
- Я обратился с просьбой к митрополиту Ювеналию о благословении нашего произведения и получил его. Однако он заметил, что немного искажены тексты молитвы. В молитве на старославянском правильно говорить: "Господи Боже, услыши мя", а у меня: "Господи Боже, услышь меня". Мы исправили это в последующих постановках и записях.
- Когда-то Пьер Карден самолично организовал гастроли вашей оперы во Франции...
- Он по-прежнему остается большим поклонником "Юноны и Авось" и хочет ее повсюду показывать. А я сейчас работаю над другим произведением, посвященным событиям 1812 года. В 2012 году, к 200-летию войны с Наполеоном эта опера должна быть поставлена. Это большая работа, которую я хочу завершить уже на следующий год. Кроме этого, работаю над очередным Кончерто Гроссо и большим хоровым произведением. Вот то, чем я живу как композитор.
- Где вы отмечали свое 65-летие?
- На даче в Подмосковье, без официальных речей, с родными и близкими.
ДОСЬЕ "КП"
Алексей Львович Рыбников появился на свет 17 июля 1945 года в Москве.
Звания и награды
1969 - член Союза композиторов.
1979 – член Союза кинематографистов.
1989 - Заслуженный деятель искусств Российской Федерации .
1992 - ордено Орла I степени за деятельность общенародного значения.
1999 - Народный артист России.
1993 - приза кинозрителей за лучшую музыку года к кинофильму "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты".
2008 – за заслуги перед детским кинематографом награждён Орденом Буратино.
Член Совета при Президенте России по культуре и искусству и Комитета по премиям Правительства Москвы.
Алексей Рыбников прославился музыкой к рок-операм "Юнона и Авось" и "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", а также такими известными кинолентами, как: "Тот самый Мюнхгаузен", "Приключения Буратино", "Вам и не снилось…", "Через тернии к звёздам", "Большое космическое путешествие", "Про Красную Шапочку", "Усатый нянь", "Сказки… сказки… сказки старого Арбата".
Кинофильмы
1. 1966 — Всадник над городом
2. 1968 — Три дня Виктора Чернышёва
3. 1969 — День и вся жизнь
4. 1971 — Остров сокровищ
5. 1972 — Без трёх минут ровно
6. 1974 — Большое космическое путешествие
7. 1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни
8. 1975 — Потрясающий Берендеев
9. 1975 — Когда дрожит земля
10. 1975 — Приключения Буратино
11. 1976 — Дневник Карлоса Эспинолы
12. 1976 — Дневной поезд
13. 1977 — Исчезновение
14. 1977 — Обратная связь
15. 1977 — Усатый нянь
16. 1978 — Иванцов, Петров, Сидоров…
17. 1978 — Новые приключения капитана Врунгеля
18. 1978 — Шла собака по роялю
19. 1979 — Примите телеграмму в долг
20. 1979 — Чужая компания
21. 1980 — Вам и не снилось
22. 1980 — Желаю успеха
23. 1980 — Ночное происшествие
24. 1980 — Полёт с космонавтом
25. 1980 — Через тернии к звездам
26. 1980 — Мнимый больной
27. 1981 — Руки вверх!
28. 1982 — Василий Буслаев
29. 1982 — Звезда и смерть Хоакина Мурьеты
30. 1982 — Мать Мария
31. 1982 — Сказки… сказки… сказки старого Арбата
32. 1982 — Срочно…Секретно…Губчека
33. 1983 — Карантин
34. 1983 — Магистраль
35. 1983 — Оглянись!…
36. 1983 — Серафим Полубес и другие жители Земли
37. 1984 — Вера. Надежда. Любовь
38. 1984 — Нам не дано предугадать…
39. 1984 — Прохиндиада, или Бег на месте
40. 1984 — Шанс
41. 1985 — Вот моя деревня
42. 1986 — Гонка века
43. 1986 — Русь изначальная (2 серии)
44. 1989 — Утоли моя печали
45. 1991 — Царь Иван Грозный (другое название — Князь Серебряный)
46. 1992 — Воспитание жестокости у женщин и собак
47. 1992 — Только не уходи…
48. 1993 — Великая княгиня Елисавета
49. 1993 — Кодекс бесчестия
50. 1993 — Приговор
51. 1993 — Раскол
52. 1993 — Я виноват
53. 2000 — Я виноват — 2
54. 2002 — Звезда
55. 2003 — Жизнь одна
56. 2003 — Эффект ириса (Изгнанник)
57. 2004 — Апокриф: Музыка для Петра и Павла
58. 2006 — Заяц над бездной
59. 2006 — Волкодав из рода Серых Псов
60. 2006 — Андерсен. Жизнь без любви
61. 2007 — Дом на Английской набережной
62. 2007 — Отец
63. 2007 — 1612 (Хроники смутного времени)
64. 2008 — Пассажирка
65. 2009 — Поп
Телефильмы и короткометражные фильмы
1. 1970 — Лёлька (в киноальманахе Пробуждение)
2. 1974 — Ералаш
3. 1975 — Приключения Буратино (2 серии)
4. 1976 — Мушкетёры 4 "А"
5. 1976 — Эквилибрист
6. 1977 — Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки (2 серии)
7. 1979 — Диалог
8. 1979 — Осенняя история (2 серии)
9. 1979 — Тот самый Мюнхгаузен (2 серии)
10. 1980 — Путь к медалям
11. 1980 — Мнимый больной
12. 1983 — Сказка о Звёздном мальчике
13. 1983 — Юнона и Авось
14. Где родятся "Жигули"
15. 1985 — Дороги Анны Фирлинг (4 серии)
16. 1989 — Чёрный принц Аджуба
17. 1989 — Ядерный век (War and Peace in the Nuclear Age) (11 серий)