DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Композитор Рыбников: «Власти считали «Юнону и Авось» антисоветской штучкой"
| text | html

web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо

2010-07-19 08:10:41

Звезды

продолжительность:

04:32

Алексей Рыбников: Слово "авось" от названия горы Афон

В свой день рождения он рассказал "КП", как создавалась рок-опера [видео]

Наталья МУРГА — 19.07.2010

В субботу Алексею  Рыбникову исполнилось 65 лет. Полный творческих сил, он пишет музыку для новой оперы, работает над симфоническими произведениями... Но та рок-опера которая сделала его знаменитой, "Юнона и Авось", до сих пор, спустя почти 30 лет, волнует его сердце. Мы встретились с композитором, чтобы узнать секрет долголетия "Юноны и Авось".   

    - Алексей Львович,  скажите, почему первая ваша  опера "Звезда и смерть Хоакина  Мурьеты" не так популярна,  как "Юнона и Авось"? Может,  дело в герое? В "Юноне"  все же соотечественник - граф  Резанов, а страсти - жгучие, не всякий Че Гевара выдержит.

- "Звезда и смерть  Хоакина Мурьеты" шла 18 лет  в театре "Ленком" с огромным  успехом до конца 90-х. Потом  произошел слом веков, смена  поколений.  Выросла молодежь, которая  не знает этой оперы.  А "Юнона  и Авось" сохранила свою аудиторию, так как она до сих пор идет на сцене разных театров. Но мы, кстати, сейчас мы возрождаем "Хоакина Мурьету" в моем музыкальном театре. Написаны новые стихи и новые аранжировки, новые тембр и ритм - опера получилась потяжелее. Да и с выходом фильма о Зорро, который мстит за смерть Хоакина Мурьеты, эта рок-опера будет восприниматься молодежью по-другому. 

- "Юнона и Авось"  была написана по заказу "Ленкома".  Знали ли вы заранее, кто  будет исполнять роль графа  Резанова и Кончиты? Советовался  ли с вами худрук театра Марк Захаров? 

- Мы знали точно,  что есть не так много актеров,  которые бы сыграли и спели  в нужной нам манере. Говорят,  внутри "Ленкома" происходил  своеобразный кастинг. То, что  будут задействованы Караченцов  и Абдулов, ни для кого не  было секретом. Кстати, первым исполнил арию графа Резанова певец Геннадий Трофимов, его голос и был на "каноническом" диске. А позже, когда в работе над спектаклем сложился образ графа Резанова, то всем стало ясно, что это Николай Караченцов.

- А вы были  на пробах в "Ленкоме"?

- Я лежал с  болезнью Боткина в больнице  три месяца и находился между  жизнью и смертью, а вышел  из больницы, когда уже был  утвержден Караченцов.

- Это мистика?

- Мистика "Юноны  и Авось" для меня связана  уже с тем, что мне захотелось  написать музыку на русский духовный сюжет, где все пронизано молитвами. Импульс был такой: я должен это сделать. Я с детства был крещеным и, видимо, подошел возраст (в 1997 году мне было 33 года), когда я начал сочинять духовную музыку. Через 2 года я встретился с Андреем Вознесенским, и мы начали нашу совместную работу. Нам мистически везло: власти вначале запрещали оперу, находя в ней антисоветский характер, а потом вдруг отступились… Этот мистический ореол оперы до сих пор не исчез, и может, определяет ее успех на протяжении 29 лет.

- Вы знали, что  Павел Смеян вытягивал ноты  за Николая Караченцова, которые  он не мог взять?

- Разумеется, знал. Но Караченцов и сам до какого-то  возраста брал все верхние  ноты. Была только своеобразная  вокальная поддержка. Иначе в драматическом театре такой спектакль не поставить.

- Как вы отнеслись  к высказыванию жены Караченцова  Людмилы Поргиной, что нельзя  было отдавать роль Караченцова  другому актеру?

- Эту партию исполняли  десятки человек и в России  и за рубежом. Я знаю многих Резановых. Просто внутри "Ленкома" и у меня лично было и есть очень трепетное отношение и к спектаклю, и к Николаю Караченцову.

- Что значит для  вас Авось? Это историческое  соединение союза – "а" и   слова "вот"?

- Когда я сочинял,  то кроме значения "авось выплывем, авось нет" - другого смысла я не вкладывал. Когда не было больше никакой надежды, шли на авось. "Авось" - это последняя надежда.

- Кто на ваш  взгляд из актрис сыграл лучше  всех Кончиту?

- Мне, безусловно, очень дорог образ Кончиты,  созданный Еленой Шаниной. В последние годы мне очень нравилась в этой роли Анна Большова. Я узнал, что недавно эту роль отдали совсем юной актрисе. Я еще не видел ее, но собираюсь послушать. Видимо, так и должно быть, что исполнительницы этой роли меняются чаще: ведь Кончите, по сюжету, 16 лет.

Как выяснилось, Анна Большова, которая с Николаем Караченцовым была долгое время лицом спектакля  "Юнона и Авось", больше не исполняет  арию Кончиты. Ее заменили молодой актрисой Александрой Волковой.   

- Я же не могу  ничего поделать с тем, что Анна Большова больше не выглядит как 16-летняя Кончита, - сказал нам руководитель театра "Ленком" Марк Захаров. - Вот Александра Волкова молоденькая, задорная и с огоньком в глазах. Это ее первая большая роль у нас в театре. На мой взгляд, она справляется. Анна Большова осталась в театре, но не в "Юноне и Авось". У нее есть и другие главные роли.

Когда мы спросили Марка Захарова, что бы он сам  хотел узнать у Рыбникова о "Юноне  и Авось", он поинтересовался: "Что  для него было самым сложным в работе над оперой?". Ответ композитора был неожиданным: 

- Марк Захаров  и был самым сложным для  меня. Я подошел к работе над  "Юноной" очень ответственно, произведение получалось серьезным  и глубоким. А Марку нужны были  взрывные эффекты, способные поразить зрителя. Я считал, что он разрушает образ главного героя, и каждый раз злился на это. Но, тем не менее, мы преодолели разногласия и у нас граф Резанов получился многоплановым: есть и любовь, и предательство, и тоска, и душевный порыв. И зритель включается с самого начала спектакля.

- Как церковь  отнеслась к такой необычной  интерпретации молитв?

- Я обратился  с просьбой к митрополиту Ювеналию  о благословении нашего произведения  и получил его. Однако он  заметил, что немного искажены  тексты молитвы. В молитве на старославянском правильно говорить: "Господи Боже, услыши мя", а у меня: "Господи Боже, услышь меня". Мы исправили это в последующих постановках и записях.

- Когда-то Пьер  Карден самолично организовал  гастроли вашей оперы во Франции...

- Он по-прежнему остается большим поклонником "Юноны и Авось" и хочет ее повсюду показывать. А я сейчас работаю над другим произведением, посвященным событиям 1812 года. В 2012 году, к 200-летию войны с Наполеоном эта опера должна быть поставлена. Это большая работа, которую я хочу завершить уже на следующий год. Кроме этого, работаю над очередным Кончерто Гроссо и большим хоровым произведением. Вот то, чем я живу как композитор.  

-  Где вы отмечали  свое 65-летие?

- На даче в  Подмосковье, без официальных  речей, с родными и близкими.

ДОСЬЕ "КП"

Алексей Львович Рыбников появился на свет  17 июля 1945 года в Москве.

Звания и награды

1969 - член Союза композиторов.

1979 – член Союза кинематографистов.

1989 - Заслуженный деятель искусств Российской Федерации .

1992 - ордено Орла I степени за деятельность общенародного значения.

1999 - Народный артист России.

1993 - приза кинозрителей за лучшую музыку года к кинофильму "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты".

2008 – за заслуги перед детским кинематографом награждён Орденом Буратино.

Член Совета при Президенте России по культуре и искусству и Комитета по премиям Правительства Москвы.

Алексей Рыбников прославился музыкой к рок-операм "Юнона и Авось" и "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", а также такими известными кинолентами,  как: "Тот самый Мюнхгаузен", "Приключения Буратино", "Вам и не снилось…", "Через тернии к звёздам", "Большое космическое путешествие", "Про Красную Шапочку", "Усатый нянь", "Сказки… сказки… сказки старого Арбата".

Кинофильмы

   1. 1966 — Всадник над городом

   2. 1968 — Три дня Виктора Чернышёва

   3. 1969 — День и вся жизнь

   4. 1971 — Остров сокровищ

   5. 1972 — Без трёх минут ровно

   6. 1974 — Большое космическое путешествие

   7. 1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни

   8. 1975 — Потрясающий Берендеев

   9. 1975 — Когда дрожит земля

  10. 1975 — Приключения Буратино

  11. 1976 — Дневник Карлоса Эспинолы

  12. 1976 — Дневной поезд

  13. 1977 — Исчезновение

  14. 1977 — Обратная связь

  15. 1977 — Усатый нянь

  16. 1978 — Иванцов, Петров, Сидоров…

  17. 1978 — Новые приключения капитана Врунгеля

  18. 1978 — Шла собака по роялю

  19. 1979 — Примите телеграмму в долг

  20. 1979 — Чужая компания

  21. 1980 — Вам и не снилось

  22. 1980 — Желаю успеха

  23. 1980 — Ночное происшествие

  24. 1980 — Полёт с космонавтом

  25. 1980 — Через тернии к звездам

  26. 1980 — Мнимый больной

  27. 1981 — Руки вверх!

  28. 1982 — Василий Буслаев

  29. 1982 — Звезда и смерть Хоакина Мурьеты

  30. 1982 — Мать Мария

  31. 1982 — Сказки… сказки… сказки старого Арбата

  32. 1982 — Срочно…Секретно…Губчека

  33. 1983 — Карантин

  34. 1983 — Магистраль

  35. 1983 — Оглянись!…

  36. 1983 — Серафим Полубес и другие жители Земли

  37. 1984 — Вера. Надежда. Любовь

  38. 1984 — Нам не дано предугадать…

  39. 1984 — Прохиндиада, или Бег на месте

  40. 1984 — Шанс

  41. 1985 — Вот моя деревня

  42. 1986 — Гонка века

  43. 1986 — Русь изначальная (2 серии)

  44. 1989 — Утоли моя печали

  45. 1991 — Царь Иван Грозный (другое название — Князь Серебряный)

  46. 1992 — Воспитание жестокости у женщин и собак

  47. 1992 — Только не уходи…

  48. 1993 — Великая княгиня Елисавета

  49. 1993 — Кодекс бесчестия

  50. 1993 — Приговор

  51. 1993 — Раскол

  52. 1993 — Я виноват

  53. 2000 — Я виноват — 2

  54. 2002 — Звезда

  55. 2003 — Жизнь одна

  56. 2003 — Эффект ириса (Изгнанник)

  57. 2004 — Апокриф: Музыка для Петра и Павла

  58. 2006 — Заяц над бездной

  59. 2006 — Волкодав из рода Серых Псов

  60. 2006 — Андерсен. Жизнь без любви

  61. 2007 — Дом на Английской набережной

  62. 2007 — Отец

  63. 2007 — 1612 (Хроники смутного времени)

  64. 2008 — Пассажирка

  65. 2009 — Поп

Телефильмы и короткометражные фильмы

   1. 1970 — Лёлька (в киноальманахе Пробуждение)

   2. 1974 — Ералаш

   3. 1975 — Приключения Буратино (2 серии)

   4. 1976 — Мушкетёры 4 "А"

   5. 1976 — Эквилибрист

   6. 1977 — Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки (2 серии)

   7. 1979 — Диалог

   8. 1979 — Осенняя история (2 серии)

   9. 1979 — Тот самый Мюнхгаузен (2 серии)

  10. 1980 — Путь к медалям

  11. 1980 — Мнимый больной

  12. 1983 — Сказка о Звёздном мальчике

  13. 1983 — Юнона и Авось

  14. Где родятся "Жигули"

  15. 1985 — Дороги Анны Фирлинг (4 серии)

  16. 1989 — Чёрный принц Аджуба

  17. 1989 — Ядерный век (War and Peace in the Nuclear Age) (11 серий)

  18. 1990 — Мы (5 серий)

  19. 1993 — Раскол (9 серий)

  20. С новым счастьем

  21. 2000 — Дети из бездны (США) (1 серия из 5)

  22. 2001 — Леди Бомж (Леди Босс) (10 серий)

  23. 2001 — С новым счастьем — 2 (8 серий)

  24. 2002 — Леди Мэр (16 серий)

  25. 2003 — Спас под березами (12 серий)

  26. 2003 — Северный сфинкс

  27. 2004 — Самара — городок (4 серии)

  28. 2004 — Слова и музыка

  29. 2005 — Дело о мертвых душах (8 серий)

  30. 2008 — Братья Карамазовы

Мультфильмы

   1. Индекс (мультфильм) - 1972

   2. Только для взрослых. Выпуск 2 - 1973

   3. Паучок Ананси и волшебная палочка - 1973

   4. Только для взрослых.Выпуск 3 - 1974

   5. Достать до неба - 1975

   6. Фантик. Первобытная сказка - 1975

   7. Волк и семеро козлят на новый лад - 1975

   8. Вот какой рассеянный - 1975

   9. Чёрная курица - 1975

  10. Журавлиные перья - 1977

  11. Праздник непослушания - 1977

  12. Бедная Лиза - 1978

  13. Муми-Тролль и другие - 1978

  14. Муми-Тролль и комета - 1978

  15. Муми-Тролль и комета. Путь домой - 1978

  16. Происшествие в музее - 1982

  17. Знаки - 1985

  18. Миниатюры - 1985

  19. Стрелочник - 1987

  20. Ключи от времени - 2004

Источник



web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru