DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
[Рецензия] Рестлер / The Wrestler
| text | html

web-архив: авторские рассылки » EXLER.RU » субъективные заметки о фильмах » это письмо

Драма "Рестлер" (The Wrestler)
Режиссер - Даррен Аронофски. В ролях - Микки Рурк, Мариса Томей, Эван Рэйчел Вуд, Марк Маргулис, Тодд Бэрри, Уэсс Стивенс, Эрнст Миллер. США-Франция. 2008. 111 мин. Бюджет: $7 млн. Сборы по миру: $43 млн.

Ремейк "Рокки Бальбоа", только с Рурком.
Отзыв кота Бублика

В восьмидесятых Рэнди Робинсон по прозвищу "Баран" (Микки Рурк) был звездой рестлинга! Рестлинг - это такое любимое американское развлечение, где огромные накачанные мужики на ринге делают вид, что наносят друг другу страшные увечья, судья на ринге делает вид, что судит спортивное состязание, а зрители в зале получают запас адреналина и одновременно выплескивают наружу затаенные комплексы, крича во все горло всякую чушь.

Тем не менее какая разница, спорт это или просто шоу? Поединки рестлеров собирали огромные залы, прибыль текла рекой, так что Рэнди купался в деньгах и в лучах своей славы. С женой он расстался, с дочкой Стефани (Эван Рэйчел Вуд) перестал общаться - просто выкинул всех близких из своей жизни. А жизнь его состояла из поединков, стероидов, качалки, алкоголя и девок.

И эта жизнь, как оно обычно и бывает, пронеслась как сверкающий, но очень короткий бал. Выяснилось, что постаревший Баран уже никому не нужен - разве что кроме мясокомбината. Разбрасываемые щедрой рукой во времена благоденствия деньги возвращаться обратно никак не пожелали, заработанную собственность Рэнди быстро промотал, так что в конце концов у него остался только минивэн "Додж" и пара чемоданчиков пожиток - вот и вся его собственность. Живет бывший чемпион в паршивом трейлере, на оплату которого у него уже не всегда хватает денег.

На крупные шоу Робинсона давно не приглашают, поэтому рестлеру приходится подрабатывать грузчиком в супермаркете и участвовать в третьеразрядных рестлерских шоу. Однако и рестлинг как зрелище терпит определенный кризис. Посетители состязаний наконец-то поняли, что им подсовывают заранее отрепетированные спектакли, поэтому требуют зрелищности: настоящей крови, реальных переломов и всякого зверства. В конце концов, они же платят за билеты, правильно?

И тогда на рингах появляется так называемый хардкор-рестлинг, где бои хотя и постановочные, но проводятся с участием всевозможных травмирующих предметов, включая колючую проволоку, и бойцы в процессе шоу покрываются настоящими, причем весьма болезненными ранами.

Робинсон, чтобы как-то выжить, попробовал поучаствовать в одном таком шоу, в результате чего схлопотал инфаркт. Врачи ему категорически запретили принимать анаболики и участвовать в рестлинге, так что Рэнди решил остепениться: типа как вышел на пенсию, работает в супермаркете, пытается наладить отношения с дочерью и ухаживает за стриптизершей Кэссиди (Мариса Томей).

Но у него вряд ли получится стать пенсионером. Он ведь рестлер Баран! Он им был, есть и будет! Поэтому Робинсон принимает предложение промоутеров устроить матч-реванш с одним из бывших чемпионов. Промоутеры надеются на этом заработать денег. Рэнди уже ни на что не надеется, он просто ничем другим не может и не хочет заниматься.

***

О "Рестлере" слухи ходили давно. Во-первых, большой интерес вызывала личность постановщика: Даррен Аронофски славился как режиссер независимый, оригинальный и очень творческий. Поэтому интересно было, что он сделает из сюжета о рестлере-пенсионере. Во-вторых, когда стало известно, что на главную роль приглашен Микки Рурк, в чьей биографии многие моменты очень схожи с судьбой Рэнди Робинсона - несколько лет славы, алкогольный и наркотический угар, прозябание в безвестности и житье в трейлере, постепенное возвращение, - фильм еще больше заинтересовал поклонников кино. Тем более, что на их взгляд, Рурку уже пора было сыграть главную роль после своего появления из небытия.

Когда фильм вышел и был представлен на фестивалях - он сразу начал собирать кучу наград. Три номинации на "Золотой глобус", из них две выиграны! Две номинации на "Оскар"! Еще 28 наград и 17 номинаций - прямо-таки целый звездопад! Ну и на IMDB картина взлетела на 74 место в Top250 фильмов всех времен и народов. Судя по всем этим признакам, нас ждало нечто выдающееся!

Посмотрел. Если честно, остался в некотором недоумении. Потому что с точки зрения сценария - фильм невероятно вторичный и заштампован всеми штампами, какие только можно взять из кучи предыдущих фильмов о престарелых спортсменах. Также "Рестлер" до боли напоминает недавний "Рокки Бальбоа", вот только "Рокки Бальбоа" был простой, безыскусный и очень искренний, а в искренность и безыскусность сценария "Рестлера" как-то верится с большим трудом. Ну, то есть не верится совсем.

"Рестлер" скроен по совершенно типовым лекалам драмы о бывшем чемпионе. Ах, когда-то он был ого-го какой чемпион, но совершенно не думал о будущем и потерял таким образом семью. Ах, теперь он старый и никому не нужный. Ах, он подрабатывает вшивыми боями на вшивых рингах. Ах, он также работает грузчиком. Ах, его ненавидит дочь. Ах, он решил с ней помириться. Ах, он испытывает нежные чувства к стриптизерше. (По поводу стриптизерши мы с Бубликом ржали просто в голос - ну это надо же было подобрать все штампы, какие только можно.) Ах, ему врачи запретили выходить на ринг, но он выходит, потому что больше ни черта делать не умеет.

Кроме того, видимо, сработал тот факт, что рестлинг - изобретение сугубо американское и популярно оно фактически только в Штатах. Я помню, как в России его пытались активно внедрять, но на мой взгляд, интереснее всего в рестлинге были комментарии Николая Фоменко - сами "состязания" при этом можно было не смотреть.

Мне кажется несколько ущербным шоу, в котором раскачанные-перекачанные мужики демонстрируют небольшой набор одних и те же "ударов" и приемов, которые в основном являются имитацией и уж точно не содержат даже элемента соревнования. Тот факт, что рестлеры на ринге действительно получают всякие травмы, сотрясения и так далее - в пользу этого вида развлечений никак не говорит, а скорее наоборот.

Впрочем, как обычно, я высказываю исключительно личное мнение - наверняка есть масса людей, которые любят это шоу так же, как я люблю фильмы со Стивеном Фраем.

Многие зрители говорят, что им как раз интересно было смотреть ту часть, которая относится к рестлингу. Мол, забавно, что рестлеры друг другу относятся с такой нежностью, что это не реальный бой, а шоу, что они договариваются о схеме нанесения ударов, ну и так далее. Но я, в общем-то, был в курсе, поэтому Америку в плане рестлинга мне этот фильм не открыл.

Единственное, что резко возвышает этот фильм над целой чередой "спортивных драм" - это, конечно, Микки Рурк. Попадание в роль здесь - стопроцентное, чему, конечно, способствует тот факт, о котором мы уже говорили, что история Рэнди Робинсона в какой-то степени схожа с историей самого Микки. 

Кстати, несмотря на то, что Аронофски с самого начала намеревался предложить роль Робинсона именно Рурку, продюсеры опасались приглашать этого актера-маргинала на главную роль. Ну да, старина Микки уже, слава богу, выполз из небытия и довольно успешно снимается во второстепенных ролях - "Домино", "Гнев", "Город грехов", - но брать его на главную роль - это уже слишком, считали продюсеры.

В результате Аронофски на роль Робинсона предложили - только не смейтесь - Николаса Кейджа. Впрочем, надо отдать должное Кейджу - тот, узнав, что он таким образом перебегает дорогу своему другу Рурку, тут же отказался, и продюсеры предоставили возможность Аронофски работать именно с Рурком. Тем более что бюджет у картины был до неприличия мизерный (рассказывают, что и Рурк снимался бесплатно, и Брюс Спрингстин не стал брать деньги за свою работу над саундтреком к фильму), так что даже если бы "Рестлер" полностью провалился - это не принесло бы ощутимых убытков производителям. К счастью, оказалось, что фильм не просто не провалился, а принес отличную кассу и собрал целую кучу наград.

Так вот, своим успехом "Рестлер" на девяносто процентов обязан именно Микки Рурку. С таким примитивным и заштампованном сценарии, с такой постановкой - ах, какая гениальная находка снимать всю картину ручной камерой с паршивым освещением, - Рурк ухитрился из "Рестлера" сделать предмет восторга сотен тысяч зрителей.

Потому что он живет в этом "Баране" Робинсоне, потому что он одновременно жалок и величественен, брутален и беззащитен. Сталлоне в "Рокки" брал искренностью и достоинством, Рурк берет полной открытостью и отчетливо проступающим отчаянием. Его персонаж - могутный, хотя и очень сильно потрепанный жизнью мужик - изо всех сил пытается выбраться из того дерьма, куда он сам себя загнал, но у него нет никаких шансов. Он сам это хорошо понимает, хотя несмотря ни на что еще пытается сражаться. И когда окончательно понимает, что невозможно ни перебороть судьбу, ни переделать самого себя - тогда бросается в последний безнадежный бой.

У любого другого пафосная речь на финальном поединке прозвучала бы напыщенно и фальшиво. У "Барана", сыгранного Рурком, она звучит естественно и трогательно: "Баран" прекрасно понимает, что это его последний бой, он хочет попрощаться со зрителями, а что рестлер не умеет красиво говорить, так это не удивительно - не его стезя, если подумать.

Остальные актеры в этом фильме ничем не поразили. Мне очень нравится Мариса Томей - по крайней мере, в тех фильмах, в которых я ее видел, - но здесь, с одной стороны, она сделала все что могла в роли стриптизерши "далеко в возрасте", но с другой, при чем тут какие-то "оскары" за актерское мастерство, а ведь ее номинировали как лучшую актрису второго плана! 

Ну да, тело у нее до сих пор роскошное, несмотря на возраст, ну да, из этой более чем невнятной роли она вытянула все что могла, но, извините, не более того. Даже странно, что такую яркую актрису пригласили на данную роль - с ней справилась бы любая другая, тем более что в данном случае не имело никакого значения, кто вообще играл бы этого персонажа, учитывая изначальную ущербность и вторичность этой сюжетной "находки".

Что в сухом остатке? Типовая "спортивная драма" с обескураживающе примитивным сюжетом. Посмотреть этот фильм можно только благодаря Микки Рурку - он действительно сыграл превосходно. Но все остальное - на удивление средненько. Так что совершенно не понимаю всего этого звездопада наград и зрительских восторгов. Видать, что-то в этом фильме осталось мне недоступным - в чем и признаюсь.

P.S. По торрентам гуляет пиратская копия фильма с соответствующим переводом. Имейте в виду, что переводчик - тупой баран. Не такой баран, как боевой рестлер, а такой баран, который вообще не знает английского. Робинсон у него непонятно с какого бодуна превратился в "Молота". (The Ram может переводиться как "баран" и как "таран", но в данном случае прозвище означает именно "баран" - Робинсон даже выходит на ринг в овечьем полупердончике.) А уж как переводчик гениально перевел записку, полученную Рэнди, в которой менеджер писал по поводу денег: "Ты их заработал, чувак. Ты настоящий БОЕЦ. Отдыхай, поправляйся". Знаете, как он ее перевел?  "Ты полный кретин"! Я так думаю, что переводчик в тот момент просто занимался аутотренингом.

***

Оценки по пятибалльной системе

Зрелищность 4
Актерская игра 5
Режиссерская работа 4-
Сценарий 3
Кратко о фильме типовая "спортивная драма" с превосходным Рурком
Нужно ли смотреть решайте сами

Ссылки по теме:
Официальный сайт фильма

Русскоязычный сайт фильма

Этот фильм на сайте IMDB

Рецензии на "Киномане"

Рецензия на "Кинокадре"

Обсуждение
Форум, где можно обсудить рецензию и фильм



web-архив: авторские рассылки » EXLER.RU » субъективные заметки о фильмах » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru