У меня мозг поделен на
две части: одна – ребенок-фантазер,
который постоянно выдумывает разные
штуки, другая – взрослый мужчина
средних лет. Из интервью Жана-Пьера Жене
Базиль
(Дэни Бун) звезд с неба не хватал, работал
в видеопрокате. Как-то раз он услышал на
улице выстрелы, вышел из магазинчика
полюбопытствовать и немедленно схватил
шальную пулю в лоб. Его жизнь спасли,
однако Базиль при этом лишился жилья,
работы, а кроме того, ходит с пулей в
голове и в любой момент может умереть.
Однако Базилю недолго пришлось
бомжевать. В какой-то момент его
подобрал старый уголовник по кличке
Хамелеон, который привел Базиля в свою
"семью": сборище всяких маргиналов,
живущих в укромном убежище где-то под
мостом.
В "семье" кроме
самого Хамелеона - глава "семьи"
толстая добродушная Стряпуха;
изобретатель Малыш Пьер; девушка по
кличке Калькулятор; писатель из Конго;
рекордсмен из книги рекордов Гиннеса по
кличке Громила; ну и странноватая
женщина-змея. Зарабатывают на жизнь они
тем, что собирают всякое старье,
приводят предметы в порядок и продают.
Базиль
быстро стал своим в "семье" и даже
придумал для них новый вид бизнеса. Но
как-то раз, проезжая на смешной
трехколесной машинке по делам "семьи",
Базиль вдруг увидел на двух, стоящих
друг напротив друга зданиях, логотипы,
которые навечно врезались ему в память.
Первый логотип стоял на протипопехотной
мине, убившей его отца, а второй - на пуле,
которая сидит в его голове.
И вот тут Базиля
переклинило. Он решил отомстить главам
этих корпораций, выпускающих
смертоносное оружие.
Подход
к мести у Базиля был примерно такой же,
как в фильме "Телохранитель"
Куросавы. Он с помощью членов "семьи"
начал делать всякие сложные и
многоходовые подлянки то одному
президенту корпорации, то другому.
Разумеется, оба президента подумали, что
это главный конкурент объявил войну,
после чего уже сами активно включились в
боевые действия друг против друга.
***
Жан-Пьер
Жене все-таки уникальный режиссер.
Триллер "Деликатесы",
фантастическая драма "Город
потерянных детей", изумительная
романтическая комедия "Амели",
мелодрама "Долгая помолвка". И вот
теперь - криминальная комедия "Неудачники"
(перевод названия, как это обычно бывает,
совершенно дурацкий; вообще "Micmacs a
tire-larigot" должно переводиться скорее
как "Суета" или "Суета сует").
Причем
основа сюжета, как я уже говорил,
фактически взята из "Телохранителя"
Куросавы - фильма, который в свою очередь
вдохновил Серджо Леоне с его "На
несколько долларов больше", Уолтера
Хилла с "Героем одиночкой" и Такеши
Миике с "Сукияки вестерн джанго".
Однако
Жене - режиссер очень самобытный и
оригинальный, поэтому тут, разумеется,
не идет никакой речи о заимствовании.
"Неудачники" - картина совершенно
самостоятельная, снятая в фирменном
стиле Жене: желтые и зеленые
светофильтры, создающие прямо-таки
рисованные картинки; давящий, но
одновременно такой забавный город;
мягкий юмор и ирония, как в "Амели";
колоритнейшие персонажи, динамичный
сюжет.
Кино,
на мой взгляд, получилось очень хорошее.
Это, конечно, не "Амели", но Жене,
судя по всему, и не ставил перед собой
задачу снять вторую "Амели". Он
хотел себя попробовать в жанре
криминальной комедии - у него это вполне
получилось. Почти детективная схема
наказания владельцев корпораций,
производящих вооружение, сама по себе
интересная и захватывающая, но главное
тут, на мой взгляд, стиль, атмосфера и
персонажи.
Картинка,
выстраиваемая Жене, настолько красива, а
типажи настолько интересны и
своеобразны, что мне, если честно, было
даже не особенно важна суть интриги. Я бы
спокойно посмотрел просто на жизнь этой
забавной "семейки", снятую Жене.
Однако криминальный сюжет тут лишним
никак не является, он добавляет фильму
остроты.
Первоначально
сценарий картины Жаном-Пьером Жене и
Гийомом Лораном писался в расчете на
Жамеля Деббуза ("Амели",
"Астерикс и
Обеликс: миссия Клеопатра", "Ангел-А").
Именно он должен был играть Базиля. Но
когда сценарий был практически готов,
Жене и Лоран посмотрели друг на друга и
сказали: "Да это же Дэни Бун"! После
чего роль Буну и досталась.
Я,
честно говоря, очень рад, что Базиля
сыграл именно Бун. Деббуз - актер хороший,
но здесь совершенно другой типаж,
которому Дэни соответствует на все сто.
Он и трогательно-несчастный, и
обаятельный, и одновременно - стратег,
спланировавший и срежиссировавший
очень сложную комбинацию.
Остальные
актеры, как это свойственно фильмам Жене,
очень хороши. Совершенно изумителен
Мишель Кремадес в роли изобретателя
Малыша Пьера. Отлично сыграл Громилу
Доминик Пиньон - актер из "Амели". Ну
и здорово выглядела эта странноватая
Женщина-Змея, которую сыграла Жюли
Феррье. Жене в интервью говорил, что
Феррье - уникальная актриса, и что они
показали в фильме далеко не все из того,
что она может вытворять.
Что
интересно, отзывы зрителей достаточно
разные. Поклонники "Амели", которые
хотели в этом фильме увидеть
романтическую комедию, были
разочарованы. Они сказали, что первая
треть фильма слишком нудная, так как
никакой романтики, а вторые две трети -
вообще какая-то ерунда совершенно не в
стиле Жене. (Как будто Жене всегда
работает в одном и том же стиле.)
Зрители,
которые от слова "комедия" ожидают
непрерывного потока гэгов, острот и
кидания тортами - также были совершенно
разочарованы. Потому что, на их взгляд,
это вообще не комедия.
Однако это именно
комедия, ну или трагикомедия -
трогательная, увлекательная, яркая,
прекрасно снятая - так, как умеет снимать
Жан-Пьер Жене. Мне этот фильм очень
понравился.
***
Оценки по
пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть