У меня от страха чуть истерика не сделалась. Сказал кот Бублик и всхрапнул
Я, между прочим, тоже психофугой страдаю.
Особенно когда меня спрашивают,
кто там налил в тапок. Зловещее признание кота Бублика
Летом
1954 года федеральный маршал США Тедди
Дэниэлс (Леонардо Ди Каприо) вместе с
помощником Чаком Оуэлом (Марк Руффало)
отправляются на остров Шаттер, где
находится лечебница для душевнобольных
преступников. В лечебнице произошло ЧП -
одна из пациенток сбежала, а так как в
обязанности службы маршалов, в
частности, входил поиск беглых
федеральных преступников, Дэниэлс и был
направлен на остров провести
расследование.
На острове Тедди и Чака
встречает главрач - доктор Джон Коули (Бен
Кингсли), который объясняет, что
сбежавшая Рэйчел Солано (Эмили Мортимер)
была очень опасной. В свое время она
убила троих своих детей. В лечебнице
Рэйчел продолжала считать, что живет в
своей квартире, а окружающие ее люди -
соседи, разносчики и так далее. Сбежав,
Солано оставила записку со странными
словами: "Правило четырех. Кто 67-й?"
Тедди быстро выясняет, что в лечебнице
содержатся 66 пациентов. Так что 67-й - это,
судя по всему, кто-то очень важный.
Администрация
лечебницы не особенно охотно идет
маршалу навстречу в расследовании и,
похоже, что-то скрывает. Дэниэлса с Чаком
не пускают в переоборудованный из
бывшего военного форта третий корпус
лечебницы, в которой содержатся 24 особо
опасных пациента. Доктор Коули
отказывается выдать Тедди на руки дела
этих пациентов. Одна из больных во время
беседы с маршалом украдкой пишет в
блокноте слово "беги".
А
тут еще у Тедди хватает своих проблем.
Его мучают жуткие головные боли, кошмары
и галлюцинации. Тедди во время войны
участвовал в освобождении узников
концлагеря Дахау и те ужасы, которые
увидел там, до сих пор не может забыть.
Кроме того, жена Дэниэлса не так давно
погибла в пожаре - их сосед-пироман
устроил пожар.
У
маршала есть основания предполагать,
что этот сосед, которого так и не
посадили после еще более жутких
поджогов, находится на острове. Тедди
думает, что он - тот самый 67-й заключенный.
Именно поэтому Дэниэлс самолично
вызвался расследовать побег Рейчел из
этого жуткого места.
В
галлюцинациях Тедди является его
покойная жена. Она дает ему некоторые
подсказки. Однако администрация
крепости не дремлет и ведет свою
собственную игру. В океане бушует шторм,
на острове бушует ураган с ливнем, связь
с большой землей потеряна. Тедди и Чак не
смогут выбраться из крепости до тех пор,
пока... Или пока они не выяснят, что
происходит, или пока не произойдет что-нибудь
поистине ужасное.
***
Смотрел
этот фильм и не понимал, что происходит.
Я знал, что это новый фильм Мартина
Скорсезе с Леонардо Ди Каприо в главной
роли. Скорсезе давно уже снимает Ди
Каприо - "Авиатор",
"Банды Нью-Йорка",
"Отступники".
И вот теперь - новый фильм. Только это,
извините, не Скорсезе - по стилю. Линч на
Линче сидит, Линча запрягает и Линчем
погоняет, слегка разбавляя это дело М.
Найтом "В Общем, Все Умерли"
Шьямаланом. От Мартина Скорсезе нет ни
грамма - сплошная линчевщина, причем,
заметьте, вовсе не в плохом варианте.
Наоборот - в хорошем! Все эти сплошные
психофуги, галлюцинации, аберрации,
интерполяции, поллюции, денейрализации
и перевертыши слева направо, сверху вниз
и справа в четвертое измерение - для
многих зрителей смотрится вполне
внушительно и завораживающе.
И
это - на фоне сплошного и очень
эффектного буйства неумолимой природы,
утопленных и расстрелянных детей,
впечатляющей обстановки психбольницы,
доктора Неринга (Макс фон Зюдов), как
будто только что вышедшего из кабинета в
Дахау, постоянно умирающих и
воскрешающих людей, гор трупов и
алкогольно-наркотического бреда.
В общем, есть чем заняться в
субботнюю ночь, когда хочется
посмотреть чего-нибудь душевного. Или
душевнобольного.
Ничего
не могу сказать - снято это все хорошо.
Интрига закручена очень лихо (картина
поставлена по довольно известному
роману Дэнниса Лихэйна "Закрытый
остров"), причем не просто лихо,
а по-линчевски и по-шьямалановски лихо:
зрителям до самого конца фильма
придется натужно разбираться во всех
хитроумных и многомерных переплетениях
сюжета, и после просмотра еще несколько
дней будет о чем поговорить с теми, кто
его также посмотрел, - без бутылки там
разобраться очень даже непросто.
Зрителям
картина, безусловно, понравилась:
отличные сборы, очень высокий рейтинг на
IMDB ("Остров проклятых" аж попал в Top250),
благожелательная реакция критики, ни
один из которых, что для меня было
большим сюрпризом, не упоминает Линча,
зато многие пишут о том, что, получив "Оскара"
за "Отступников" (далеко не лучшую
свою картину), Скорсезе теперь может
перестать работать на "Оскар" и
оттянуться в своем старом добром духе.
Где
тут старый добрый дух Скорсезе, я не
вижу в упор. Именно поэтому фильм мне не
понравился, причем совершенно. Может
быть, если бы это снял Линч - я бы
настроился на Линча и спокойно
воспринимал многомерные цветные
структуры линчевских галлюцинаций,
заиндевевшие трупы детей, визиты
мертвых, рассыпающихся впоследствии
пеплом, ну и общую обстановку
параноидального бреда.
Но
у Скорсезе-то такого никогда не было!
Поэтому - ну никак не пошло. Я этот фильм,
признаюсь честно, досмотрел только с
третьего раза. Сначала выключил на
трупах детей. Потом выключил где-то на
середине - утомился донельзя. Ну и только
на третий день все-таки досмотрел до
конца - потому что долг зовет.
Ну
никак! Замечательно снято, но тоскливо,
уныло и вот как-то очень утомляет. Кровь
в жилах не стынет, интерес не
просыпается, а буйства природы
оставляют равнодушными - кто ходил во
время майской грозы ночью на кладбище
деревни Авдотино, того буря на каком-то
там вшивом острове Шаттер не цепанет
совершенно!
И
потом, ну не люблю я позднего,
послетитаниковского Ди Каприо.
Насколько парень зажигал в "Полном
затмении", и в какую одеревеневшую
суперзвезду он превратился потом. До сих
пор не понимаю, что в нем находят
Спилберг и Скорсезе, вот просто
совершенно! На мой взгляд, тот же Марк
Руффало в этом фильме переиграл Ди
Каприо по полной программе, хотя у него
там была роль практически
вспомогательная.
Что
в итоге? Фильм, объективно, хороший.
Эффектно поставлен, изобилует крайне
неожиданными поворотами сюжета, природа
в фильме не отдыхает, а вовсю хулиганит,
туда-сюда ходят трупы, сумасшедшие
съезжают с глузда - в общем, кровь стынет
в жилах. А что мне он не понравился - так
это, вероятно, просто недоразумение.
Может, у меня просто психофуга
начинается? Как меня звать-то? Сергей
Петрович Лисичкин? О, вспомнил. Значит,
не начинается.
***
Оценки
по пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть
4+
4-
4
4
хорошо снято, но не цепануло
решайте сами