Сделать из Болливуда
просчитанный оскарный
фильм - это была смелая мысль. Одобрение кота Бублика
Такая грустная песня, что я
даже не могу переводить. Старая хохма "Масок-шоу"
Прикольная сказочка. Но
совершенно не
понимаю бешеных восторгов. Отзыв кота Бублика
Главный вопрос на полмиллиона
долларов потряс меня
до глубины души. Предупреждать надо - у
меня
от напряжения чуть мозг не вскипел. Кот Бублик о Главном Вопросе фильма
В
картине время скачкообразно движется
назад - это часто используемый прием.
Начинается все с того, что мальчик из
Мумбаи (бывший Бомбей) по имени Джамаль
Малик (Дев Патель) участвует в игре "Кто
хочет стать миллионером". Джамаль
вырос в трущобах, не получил никакого
образования, работает подавальщиком чая
в call-центре (как известно, в Индию
переведено несколько десятков, если не
сотен, call-центров крупнейших компаний -
дешевая рабочая сила), и по идее не
должен ответить ни на один вопрос: ну что
в действительности может знать этот
парень, кроме того, сколько молока
добавлять в чай. Да и выглядит он, как
явный тормоз - "ботанический" вид,
потерянный взгляд, почти полное
отсутствие хоть каких-то эмоций.
Ведущему, великолепному Прему Кумару (Анил
Капур), даже не приходится особо
напрягаться, чтобы вызвать смех у
публики, когда он подтрунивает над
Джамалем - до того парень забавно
выглядит.
Однако
чем дальше, тем меньше у Кумара остается
поводов для смеха. Потому что Джамаль
правильно отвечает на все вопросы. И чем
дальше, тем больше денег он выигрывает.
Дошло уже до того, что Джамаль выиграл
десять миллионов рупий - это примерно
двести тысяч долларов! До суперприза -
двадцати миллионов рупий - остается
буквально один шаг, то есть один вопрос.
В этот момент Кумар приходит к выводу,
что Джамаль - безусловно, мошенничает. Ну
не может этот тормознутый парень из
трущоб правильно отвечать на такие
вопросы, на которые не отвечали доктора
наук. Что-то с ним не то - видать, точно
жульничает.
Джамаля
отправляют в полицию, где его избивают и
даже пытают электрическим током, требуя
рассказать, каким образом он мухлюет.
Однако Джамаль утверждает, что он
выигрывает честно - просто так
получилось, что в течение своей очень
нелегкой жизни он все время получал
ответы на те вопросы, которые ему
задавали в передаче. Начальник полиции
показывает Джамалю все выпуски "Кто
хочет стать миллионером" с его
участием, и мальчик, рассказывая о своей
жизни, объясняет, откуда он знает ответ
на тот или иной вопрос.
Жизнь
у него была - не дай бог никому. Нищее
детство в мусульманской семье, убийство
матери фанатиками-индуистами, скитания
Джамаля с братом Салимом и девочкой
Латикой, попрошайничество, угроза
увечий, расставание с Латикой,
путешествие по стране - и так далее и
тому подобное. Трудный путь любви
Джамаля с Латикой, предательство Салима,
противостояние с мафиозным авторитетом
- в общем, хорошая подготовка к тому,
чтобы выиграть двадцать миллионов рупий
и обрести наконец-то любовь. После этого
- традиционные индийские танцы и песни.
Если, конечно, все окончится
благополучно. Но в Болливуде по-другому
и не бывает - народ не поймет.
***
Дэнни
Бойл - режиссер оригинальный и, скажем
так, разнообразный. Культовая драма о
наркоманах "На игле", очень
прохладно встреченный приключенческий
"Пляж", неплохой хоррор "28 дней
спустя", совершенно провалившийся
фантастический триллер "Пекло".
И вот теперь драма "Миллионер из
трущоб", в которой Бойл соединил
типично индийское кино (тот самый
Болливуд) с тщательно просчитанной
голливудской схемой "фильм на 'Оскар'".
Как ни странно, подобное "кровосмешение"
сработало, да еще как!
Во-первых,
фильм получил аж восемь "Оскаров" (даром
что в картине не присутствовал огромный
корабль), а кроме того, еще семьдесят
пять наград и двадцать шесть номинаций!
Ну и плюс - картина на IMDB сейчас занимает
65 место в списке 250
лучших фильмов всех времен и народов.
Во-вторых,
при весьма скромном бюджете в $15
миллионов он собрал по миру огромную
кассу - почти триста миллионов долларов,
что практически рекорд! (Почти как "Криминальное
чтиво", которое, благодаря
подобному кассовому успеху, вывела
небольшую студию Miramax Films в ряды
голливудских мейджоров.)
Ну, а теперь отрешимся от
чужих восторгов и водопадов наград, а
поговорим о том, что лично я думаю об
этом фильме - собственно, за этим мы
здесь сегодня и собрались.
Фильм
неплохой. На твердую четверочку. Идея
скрестить Болливуд с Голливудом (я знаю,
что Бойл - ирландец, и что фильм снят в
Великобритании, но это все равно - чистый
Голливуд) - она довольно забавная. В
Индии, правда, так не посчитали, и фильм
даже вызвал несколько демонстраций
протеста, однако это вполне объяснимо:
как ни снимай картины о чужой стране,
обязательно останутся недовольные тем,
как ты эту страну показал.
Тем
не менее настоящей захватывающей драмы
у Бойла не получилось - на мой,
разумеется, взгляд, и тут даже коту
понятно, что миллионы зрителей со мной
не согласны. Но я высказываю
исключительно собственное мнение, а не
мнение миллионов зрителей, так что
продолжим.
У него получилась не
захватывающая драма, а именно типичная
болливудско-голливудская сказочка:
бедный, но честный парень проходит
сквозь годы лишений, чтобы получить
чертову кучу денег, соединиться с
любовью всей жизни и в конце станцевать.
Центральная
идея о том, что необразованному парню
неслыханно повезло знать ответы на все
вопросы только потому, что он в своей
несчастной жизни на эти ответы случайно
наталкивался - она не выдерживает
никакой критики. А что ты хочешь от
сказочки, скажут мне и будут правы, но
фильм-то преподносится вроде как драма,
да еще жизненная, так что при чем тут
такие сказочные допущения?
Ну
ладно, если предположить, что эта
миллионерная игра - просто канва,
сделанная только для того, чтобы
показать несчастную и трагичную жизнь в
трущобах Бомбея-Мумбая - тогда, может,
оно и покатит. Но жизнь в трущобах и
всякие ужасы-зверства сняты Бойлом уж
очень расчетливо. Не видно там
стремления показать это для того, чтобы
поделиться чем-то наболевшим. Скорее
наоборот - просчитанные дерганья за
соответствующие ниточки (как в "Вавилоне"
сожранного Голливудом Иньярриту). Мусор,
нищета, ребенок лезет в выгребную яму,
чтобы не пропустить встречу с любимым
артистом, подлые бандиты, которые
калечат детей, чтобы им больше подавали
милостыни, ну и так далее.
Все эти ужасы трущоб поначалу
слегка напоминают блистательный "Город
бога" Майреллиша. Однако "Город
бога" - это фильм-крик, фильм-нерв! А
"Миллионер из трущоб" - сказочка со
старательно накручиваемыми страстями.
Нет,
я вовсе не хочу сказать, что это плохо
снято. Снято и сыграно хорошо. На очень
высоком уровне - всякие "Оскары" там
получены совершенно не зря. Но вот этот
слюняво-сказочный налет - ах, она, будучи
подстилкой у крутого бандита, сбежала от
бандита к удачно разбогатевшему
тормозному подавальщику чая - он,
извините, только для тех, кто любит
сказки или не отличает драму от
мелодрамы.
Мне
это реально мешало - смешением жанров.
Или драма о действительно ужасных
индийских трущобах, или типичная
болливудская сказочка. Если это драма,
то к чему там все эти слюни-сопли о
внеземной любви суперкрасавицы к
тормозному чаеразносчику, пусть они
даже с детства ночевали в одном мусорном
баке? Если это болливудская сказочка,
тогда почему главные герои не бьют друг
друга по полчаса кулачками в гудящую от
ударов грудь, прерываясь только на то,
чтобы сплясать и попеть?
Впрочем,
практика-то показывает, что Бойл
ориентировался вовсе не на таких
зрителей, как я. И это правильно! Мы,
усталые циники, триста миллионов в кассы
бы не принесли. А те, кто любят взрослые
сказки и готовы поддаваться
режиссерскому манипулированию (в этом,
кстати, нет ничего плохого) - эти деньги
принесли. Ну, значит, Бойл был абсолютно
прав, а мне нефиг брюзжать.
Я и не брюзжу. Просто
высказываю собственное мнение. И не
разделяю всеобщих восторгов. Но фильма
неплохая. Неплохая фильма.
P.S.
Аналогичная история была у нас в
гимназии до войны с картиной "Моя
большая жирная греческая свадьба".
В Штатах, где фильм с бюджетом в $5
миллионов собрал почти $250 миллионов - от
него все просто тащились. А я посмотрел -
налицо довольно средненькая комедия где-то
между троечкой с плюсом и четверочкой с
минусом. Американцы мне на это сказали,
что я просто ни черта не понимаю в
межэтнических противоречиях, которым
посвящен фильм. Это я-то не понимаю! Я,
англичанин в Нью-Йорке, между прочим!