Фантастическая комедия "Артефакт"
(Artefakt) Режиссер - Андрей Соколов. В ролях -
Анастасия Заворотнюк, Александр
Лазарев-младший, Валерий Николаев,
Алексей Панин, Гарик Харламов, Ксения
Собчак. Россия. 2009. 92 мин.
Сообщаем новости о программе
"Артефакт".
За прошедшую неделю в виртуальном
пространстве исчезло более 520 человек.
Всего в программе исчезло более
100 тысяч человек. Сообщение по радио из фильма
Идет свинья из Саратова - вся
спина исцарапана. Кот Бублик о нравственном посыле
картины
Лучше бы он продолжал трахать
Маленькую Веру. Кот Бублик о режиссере
Это,
ребята, совершенно прелестное кино. Не в
том смысле прелестное, что его нужно
смотреть, а в том смысле, что я не понимаю,
как такой безбрежный идиотизм вообще
можно снимать.
Сценарий этого шедевра
накатала некая Ольга Томилина. Я не знаю,
кто она такая и сколько ей лет - в
Интернете каких-то данных об этой
сценаристке обнаружить не удалось. Но по
сценарию похоже, что его писала
восторженная школьница, которой кто-то
пересказал сюжет "Матрицы",
и которая свои знания о компьютерах,
программах и программистах почерпнула
исключительно из журнала "Космополитан".
Кроме того, ей хотелось написать "историю
любви" - и она смело объединила эти два
замысла.
Почему
Андрей "Трахлик маленькой Веры"
Соколов, который производит впечатление
неглупого человека, по такому дурдому
решил поставить кино - точно сказать
трудно. Сам он мотивирует это следующим
образом: мол, на фильм дали всего пару
лимонов, а за такие деньги блокбастер не
снимешь. Поэтому, дескать, он выбрал
сценарий, который можно реализовать
задешево. Плюс там история любви - этого
тоже не надо забывать.
Впрочем,
оно понятно, что киношные пути-дорожки -
они очень извилисты. Мало ли кем там
приходится эта Ольга Томилина продюсеру
и что на самом деле сказали Соколову.
Может, так и сказали: или снимаешь по
даному сценарию, или иди снова трахать
Маленькую Веру. Между тем, бояться
сняться в плохом фильме, судя по всему,
было присуще только Фаине Георгиевне
Раневской, которая говорила, что это все
равно как плюнуть в вечность. Остальных
подобные тонкости, судя по всему, не
волнуют. Поэтому Соколов снял этот фильм
и даже не повесился после этого. Ну и
молодец - неожиданно скажем мы с котом
Бубликом! Если из-за каждого бездарного
кинца вешаться - это же никаких веревок и
никакого мыла в стране не останется!
Что,
вы спросите, при этом делать зрителям?
Как распознать дурдом на колесах под
тонким слоем "фантастической комедии"
с известными фамилиями? К счастью, у всех
нас есть я с котом Бубликом. Мы
посмотрели этот шедевр, по своей
деревенской привычке собрали в более
или менее стройную линию сценарные
изыски мадам Ольги, и теперь вам это все
изложим, чтобы вы и рыбку съели, и на
лошадке покатались: то есть и сценарием
насладились, и не тратили на этот "Артефакт"
время и деньги. Итак...
***
Жили-были
на свете гениальные программисты Витя (Александр
Лазарев-младший) и Рита. По ночам они
очень мало спали, занимаясь неземной
любовью, а в перерывах курили сигареты и
программировали на КПК Hewlett Packard iPAQ 214. И
напрограммировали они совершенно
потрясающую программу "Артефакт",
которая, дескать, могла превращать
реальность в виртуальность,
виртуальность в матрицу, и, в общем,
попадая в эту программу (прим Экслера:
напоминаю, что это все девиации Ольги
Томилиной, ко мне чур никаких претензий)
люди уходили в виртуал, теряя связь с
реал (это стихи). При этом невозможно
было понять, в реале ты или в виртуале -
вот такая вот была боевая программа.
Как-то
раз Рита с Витей решили поехать в Крым -
там у Риты был домик. Ну, точнее был домик
ее папы-мамы, от которых Рита ушла в 16 лет,
и они ее навсегда прокляли. Витя с Ритой
уже ездили туда, и старый дедушка,
вышедший из домика, дал Рите пинка под
жопу - мол, убирайся, негодяйка, - так что
почему они вдруг снова решили туда
поехать - неизвестно. Но с поджопником
выяснилось только в самом конце фильма,
а в начале считалось, что это просто
домик Риты.
Как
два бедных программиста, они поехали
туда на "Саабе"-кабриолете. Где-то
под Тулой Рита прокричала: "Я не люблю
тебя", - и крутанула руль прямо в морду
встречному "Зилу". Вероятно,
девушка считала, что она в "Артефакте",
где исполняются любые желания. Ее
желание исполнилось - Рита погибла.
После
этого у Вити появился его одноклассник
Эрик (Валерий Николаев), который сказал,
что у него есть все права на программу
"Артефакт", ну и Эрик стал активно
внедрять "Артефакт" (куда - не
понятно, но куда-то внедрял), заработал
кучу денег, а этот "Артефакт"
пожирал пользователей, которые уходили
в виртуал.
И тут Витя решил скататься на
машине Эрика - Nissan X-Trial, между прочим, - в
Крым. В квартиру Риты. Эрик дал ему
машину, но с условием, что Витя возьмет с
собой Тетку (Анастасия Заворотнюк).
Как
сам Эрик познакомился с Теткой? Когда
погибла Рита, выяснилось, что она была
любовью всей жизни Эрика. Поэтому Эрик
напился и на своем "Галентвагене"
въехал на мост, где попытался броситься
в воду. Но по мосту шла Настя, которую
только что высадили из другой машины, в
боевом костюме проститутки: она
остановила Эрика от прыжка в воду, и он
ее трахнул прямо на мосту. (Честное
слово, все так и было!) После этого
Тетка нашла себе валлийца и хочет выйти
за него замуж. Но валлиец - козел и дурак,
поэтому Тетка грустит. Вот Эрик в
благодарность и отправил ее с Витей в
Крым - прошвырнуться.
Сначала
Витя издевается над Теткой, у которой
здоровенный синяк под глазом,
поставленный каким-то неваллийским
кадром, и та даже выходит из машины,
чтобы никуда с Витей не ехать. Но потом
местные проститутки смотрят на Тетку
подозрительно, никто из мужиков на ее
поднятую руку не останавливается,
поэтому Тетка возвращается к Вите в
машину. А там и синяк проходит через
несколько часов.
И
они едут в Крым. По пути Витя объясняет
Тетке, что они оба находятся в "Артефакте",
поэтому в воздухе умеет плавать
сигарета и огонек к ней. А через сотню
километров - еще и чашка кофе умеет
плавать в воздухе. Потому что, ептыть,
"Артефакт"! (Простите меня за
энергичные выражения, просто когда в
картине столько науки - невозможно
удержаться от восхищения.)
Где-то
за 300 км. от Москвы, причем в сторону,
противоположную Крыму, Витя с Теткой
нажираются водки в придорожном кабаке -
потому что Витя грустит о Рите. Тетка в
этот момент сквозь стекло фотографирует
со вспышкой какую-то мутную свадьбу,
гуляющую в соседнем зале - она типа как
профессиональный фотограф.
Потом
они заваливаются спать в джип, и под утро
у них местная шпана чуть было не украла
колесо. Витя хотел было сразиться, но
получил газом из баллончика в глаз.
Тогда Тетка, которую Тверская многому
научила, измудохала троих пацанов
восточными единоборствами, а одному
даже подло ткнула сиськой в лицо.
Постепенно
между Витей и Теткой рождается светлое,
ептыть, чувство. (Извините, что я
ругаюсь, просто кино уж больно
романтичное - никак не удержаться от
эмоций.) В какой-то момент Витя
объясняет Тетке, что такое "Артефакт":
он направляет КПК Hewlett Packard iPAQ 214 на
ветровое стекло, и там возникает экран,
на котором поисковая система спонсоров
фильма - это Go-Go от Mail.ru. С помощью системы
выясняется, что "Артефакт" - это
такая программа, в которой можно достичь
виртуального счастья. И тут Витя
обнаруживает, что Эрик за ним следит - с
помощью машины и Тетки. Тетка выкинута
из машины, все видеокамеры
демонтированы и Витя едет дальше.
Но
потом возвращается к ближайшему
магазину, откуда вываливается пьяная и
веселая Тетка в компании каких-то
мужиков. После этого любовь между Витей
и Теткой становится явной: Тетка у
придорожных торговок покупает
невероятно сексуальные шерстяные носки,
и ими будоражит у Вити в паху. Тот чуть
было не повторяет судьбу Риты, но
вовремя одумывается и просит прощения у
встречного "Зила" земными
поклонами.
"Артефакт"
продолжает работать. Поэтому Тетка,
отправившаяся посикать в лес,
обнаруживает в натуре (то есть в реале)
ожившую картину Шишкина "Мишки в
сосновом лесу". Тетка фотографирует
эту прелесть - и тут же через ноутбук
отправляет гениальные фото в женский
журнал, где она работает
суперфотографом. (Видимо, по
совместительству.)
Приехав
в Крым, Витя находит домик Риты. Тот
давно сгорел. Но шляющийся туда-сюда
мальчик находит в сгоревшем доме какую-то
железку, которая оказывается второй
половинкой ключа - с помощью этой
половинки и железки, висящей у Вити на
шее, можно остановить "Артефакт".
Что Витя и делает. После этого говорит,
что хочет с Теткой прокатиться из Москвы
в Крым с самого начала, но уже без "Артефакта".
Они снова встречаются в Москве у машины
Эрика, но повторение этого
романтичнейшего путешествия зрителям
уже не показывают.
Аминь!
***
Честное
слово, ничего не придумал - все так и есть!
И трахнутая на мосту Тетка, и
крышесносящий бред с этим "Артефактом",
и общая обстановка несусветного
идиотизма. Мне только одно интересно:
Ольга Томилина вообще свой сценарий
хоть раз прочитала? Или она творила по
принципу: "Главное - воспарить, а
дальше - трава не курись"? Но был же еще
режиссер Андрей Соколов. И даже два
исполнительных продюсера. Они что - не
видел, что вообще снимают?
Отдельную прелесть картине
придают совершенно крышесносящие
диалоги и монологи. Я не поленился
записать некоторые из них - чтобы
доставить удовольствие публике.
(Текта) Конечно, глядя на меня
сложно поверить, что меня можно трахнуть
на мосту.
(Витя) Почему? Я верю... Ну, в хорошем
смысле.
(Официант) Что-нибудь еще
желаете?
(Витя) Еще водочки.
(Официант) Еще стопочку?
(Витя) Еще бутылочку.
(Тетка) Эй, мы же за рулем!
(Витя) Мы за столом!
(Витя) Это ты вздыхаешь?
(Тетка) А тут еще кто-то есть?
(Тетка) Ой.
(Витя) Опять вздыхаешь.
(Тетка) Не обращай на меня внимания.
(Витя) Ага. Сопишь мне прямо в ухо.
(Тетка) Ой, плакать-то как хочется.
(Витя) Че те плакать? У тебя же валлиец!
(Тетка) Да он дурак.
(Тетка) Эрик, а зачем ты меня с
ним отправил, а? Да не волнуйся, он не слышит.
Что делаю? Это мой маленький секрет. Ой,
какой же ты зануда -да писаю я!
(Тетка) Ой, Геночка, да ты не
поверишь! Я же медведей сняла! Что значит
в каком смысле? В смысле
сфотографировала!
(Торговка) Сало не желаете?
Способствует!
(Витя) Чему?
(Торговка) Сало - чтобы все на место
встало!
(Телеведущий) Зачем вам это
надо?
(Эрик) Честно? Хочется, чтобы люди в нашей
стране стали больше смеяться.
(Витя) Технически мы к этому готовы.
(Мальчик, показывая на Nissan X-Trial)
Машина моя?
(Тетка) Нет, мальчик, машина китайская,
часто ломается.
(Мальчик, показывая на Тетку) А тетя моя?
Да-да-да, вот такие
прелестнейшие диалоги. Слушал - и
радовался, как дитя.
Как
это все сыграно? Надо отдать должное
всей съемочной группе - сыграно так же
отвратительно, как и поставлено. Но это и
хорошо. Я бы не пережил, если бы в роли
Тетки была какая-нибудь хорошая актриса
- вот не могу смотреть на такие вещи. Но
Соколов мудро пригласил на эту роль
Заворотнюк (Средства Мозгового
Истощения при этом долго трубили об их
неземном РОМАНЕ) - и Анастасия попала в
роль на все сто! Она настолько
божественно вульгарна, что в ее устах
весь тот бред, которая понаписала
Томилина - слушается просто отлично.
Александр
Лазарев-младший всю картину производил
впечатление до боли непохмеленного
кросавчега и выглядел как после
месячного запоя - в общем, от создателя
гениальной программы "Артефакт"
ничего другого ожидать не приходилось,
поэтому тоже, как я считаю,
стопроцентное попадание в роль.
С
остальными немногочисленными
персонажами - практически ничего
интересного. Толстый гаишник, читающий
стихи по-французски - находится в рамках
все тех же попыток "закомедячить что-нибудь
эдакое". Фальшивая от первой до
последней секунды сцена с этим
кошмарным Алексеем Паниным, который
вроде как подставил Витю-программиста -
была сыграна Паниным с его обычным
уровнем бездарности.
Сам Соколов, разумеется, не
удержался, чтобы не вставить себя в
картину в камео - это свойственно всем
великим режиссерам. Он там появляется в
Крыму на крутейшей спортивной тачке и
презрительно отказывает Заворотнюк в
просьбе с ним сфотографироваться.
Красавец, однозначно!
Но
был в этом фильме один эпизод, который
многое искупил. "Ниссан" главных
героев остановился где-то в российской
деревеньке, и рядом с ними встала
древняя "Волга", внутри которой
ругалась семейная пара в исполнении
Харламова и Собчак. Мне понравилось, как
это все звучало, особенно момент:
(Харламов) - Да посмотри на
себя, ты же лошадь!
(Собчак) - Это я лошадь?
Кроме
этого в фильме смотреть, в общем-то,
нечего, если только вы не фанат всякого
треша. А сцену с семейной парой можно посмотреть
на Youtube или скачать
ее с Rapida.
Больше мне об этом светлом
взлете кинематографической мысли
сказать нечего.
Но жанр они все-таки
неправильно определили. Это не
фантастическая комедия, а фантастически
убогая комедия!