О, русский триллер!
Бессмысленый и беспощадный! Стенание кота Бублика
Фобос. Клуб траха. Определение кота Бублика
У меня чуть истерика не
сделалась. Отзыв кота Бублика
Адик отпустил. Адидас отпустил
- я сказал! Лучшая фраза из фильма
Как известно, российское кино,
отринув свои оригинальные советские
корни, детскими шажочками пони в яблоках
понеслось по голливудской мейнстримной
борозде, отставая при этом от бодрого
американского коня-производителя лет
эдак на тридцать-пятьдесят. Подражать у
пони в яблоках получается, скажем
осторожно, не очень, а если говорить
неосторожно - то прямо-таки паршиво. Тем
не менее процесс идет, и когда он
остановится или пойдет куда-нибудь
поперек борозды - совершенно непонятно.
Впрочем, нельзя сказать, что
тут уж совсем ничего не получается.
Иногда и боевичок
выскочит классно-безбашенный, и комедия
нарисуется симпатичная. А вот в жанре
триллера - пока не смогли, не сумели. О поделке
кинографомана с манией величия Руминова
- и говорить нечего: это ужасно, причем
совершенно не в том смысле, в котором
изначально предполагалось. Фильм "Юленька"
Стриженова был, в общем-то, неплохо
задуман и даже визуально прилично снят,
но триллера в итоге из него не
получилось совершенно - не дотянули.
А теперь в России вышел еще
один триллер - "Фобос. Клуб страха".
Вышел с продюсерством Федора Бондарчука,
который под это дело даже одолжил
режиссеру Олегу Асадулину актера Петра
Федорова, сыгравшего у Бондарчука в "Обитаемом
острове" солдата Отцов - Гая Юлия
Снегирь.
Теперь давайте очень кратко о
сюжете. В одном черном-пречерном городе
Москве есть черный-пречерный клуб "Фобос".
Впрочем, черный-пречерный этот клуб не
только из-за дизайнерского антуражу.
Черный-пречерный он потому, что строится
в старом бомбоубежище и еще не достроен.
Владелец клуба - московский мажор
Евгений (Алексей Воробьев), который сын
олигарха, поц и гнида. Руководит
дизайном и отделкой старый друг мажора
Роман (Петр Томашевский) - скользкий, как
водоросль. Производит работы тихий,
скромный и насквозь положительный
прораб по имени Александр (Тимофей
Каратаев).
Разумеется, пацаны не могут
остаться без женского тепла - какой же
это будет триллер? Кто будет истерично
визжать, когда темнота накроет подвал?
Кто будет смотреть влюбленными глазами
на мужественный бобрик прораба?
Поэтому в клуб завезена и
женская половина. Первая половина -
насквозь положительная подруга Мажора
Юля (Татьяна Космачева). Она не хочет
выходить замуж за Мажора, но у того
крутая тачила, а кроме того, он
оплачивает ее учебу и лечение больной
сестры Юли, поэтому Юля трахается с
Мажором и стесняется ему сказать о том,
что свадьба не состоится.
Вторая половина относится к
скользкому Роману. У него подруга
попроще - чистая Блондинка (Рената
Пиотровски). Блондинка, как водится, дура,
поэтому именно на ней основная тяжесть
истеричного визга. Когда Блондинка
устает, истерично визжать - в бой
вступает Юля, попутно поглядывая в
сторону мужественного бобрика Прораба,
который так отличается от пафосной
прически Мажора.
Ну и третья половина - вовсе не
половина, а просто подруга Блондинки по
имени Ведьма (Агния Кузнецова). У нее
жуткие черные круги вокруг глаз, на теле
- общая обстановка готского дизайна, ну и
плюс какой-то пирсинг в неожиданных
частях тела. Ведьма также будет тащиться
от мужественного бобрика Прораба, но ей
не суждено - макияжем не вышла.
Какой триллер без любовника-резонера?
Их есть у режиссера Олега Асадулина!
Однако так как весь женский пламень
нерастраченной любви ушел в бобрик
Прораба, режиссер предпочел ввести в
состав натужно шляющейся по завывающему
бункеру компании диджея-наркомана,
которого сыграл Петр Федоров. Диджей там
вообще зажигает: сначала нажал КРАСНУЮ
КНОПКУ, из-за которой клуб-бомбоубежище
был заблокирован, затем непрерывно
хулиганил и паскудничал - в общем,
выглядел, как безусловный враг
шатающейся туда-сюда шоблы-еблы и как
ближайший друг зрителей, ибо вносил в
это триллерование явный прикольный
элемент, особенно когда Ведьма завела
волынку из серии: "Пока мы все не
избавимся от своих страхов ОН нас не
отпустит, ОН питается нашим страхом"...
Ну и пока честная компания
избавлялась от страхов перед огнем,
водой и медными трупами, валяющимися в
подвалах НКВД, диджей залепил такую
шикарную хохму с трусливым Романом, что
это изрядно раззадорило всех двоих
посетителей зрительного зала в лице
меня и кота Бублика.
Надо сказать, что режиссер
очень долго медлил перед тем, как начать
постепенно убивать персонажей. Мы даже
думали, что он их вообще не будет убивать.
Но ничего, ближе к финалу фильма он к
делу он все-таки приступил, хотя и с
раздражающей торопливостью.
В конце создатели на всякий
случай показали всем зрителям фигу в
кармане, но это смотрелось настолько по-детски,
что даже не вызвало явного неприятия.
Прием студентов режиссерского ПТУ,
больше на это сказать нечего.
Как это все сыграно?
Отвратительно! За крайне редкими
исключениями. Поэтому сначала об
исключениях. Безусловно, реальная и
единственная звезда этого фильма - Петр
Федоров. В "Обитаемом острове", где
его заслоняли пергидролевые кудри
москвича будущего, он мне как-то не особо
показался (впрочем, во "Взять
Тарантину" он был неплох), а здесь -
просто блеск! На фоне просто вопиющего
непрофессионализма и ужасной игры почти
всех остальных актеров, Федоров - это был
луч света в сонном царстве подвалов НКВД.
Причем по фильму-то у него персонаж -
малоприятный. Тем не менее торчок
диджей производил явно противоположное
впечатление - просто потому что он там
был практически единственный живой
человек.
Из остальной компании разве
что Рома был относительно неплох, хотя в
сценарии он прописан достаточно
своеобразно: эдакий крутой ловчила в
начале и трусливый зайчик во всех
остальных сценах.
Мажор в исполнении Воробьева -
штамп на штампе сидит и штампом погоняет.
Юля-Космачева - девушка
красивая, а играть не умеет вообще.
Совершеннейшая картонка.
Кузнецова, сыгравшая Ведьму, -
актриса вроде приличная и даже более или
менее известная, но тут, похоже, ее
задавили сценарием. Потому что с этим
кошмарнейшим макияжем и вполне
дебильными диалогами даже хорошая
актриса мало что могла сделать.
Блондинка-Пиотровски - ну,
блондинка и блондинка, тут даже сказать
нечего. Правда, визжала талантливо,
врать не буду. Доходила аж до
ультразвука.
Но самый кошмар и
действительно "ужас-ужас" - главный
герой-любовник Положительный Прораб,
которого все сто минут фильма нудел
Каратаев. Мне интересно - он вообще кто,
этот "актер"? Сын, сват, брат кого-то
из друзей Бондарчука, что ли? До этого
Каратаев сыграл в каком-то неизвестном
фильме и сериале "Цыганки". Харизмы
у него нет как класса, но это блестяще
компенсируется совершенно кошмарной
актерской игрой - на уровне школьной
постановки силами пятиклассников. (Я-то
знаю, я в пятом классе блестяще играл в
подобной постановке роль Бонасье в "Трех
мушкетерах", потому что роль д'Артаньяна,
разумеется, захватил "князь Игорь".)
Но тут еще как бы в помощь
Каратаеву его персонажа снабдили
настолько дебильными диалогами, что это
даже на фоне данного немудреного кинца
смотрится за гранью чего бы то ни было. Я
не поленился и записал некоторые
шедевры, цитирую.
(Юля) Будьте осторожны.
(Прораб) Предупреждения излишни.
Наглядный пример лежит рядом.
(Юля) Я пойду помогу Жене. Он
сейчас не в себе.
(Прораб) Будь осторожна.
Здесь есть нечто
неравнодушное к нашим страхам.
(Диджей) Братан, я тя понимаю.
Телки - это такая заморочка.
(Прораб) Да ничего ты не понимаешь. Это
такая боль. Была любовь. И ее нету. Лучше
сто раз утонуть. Чем испытать это снова.
С любовью, кстати, тут нечто
потрясающее. Поскольку фильм снимался
исключительно для школьниц, Прораб весь
фильм носит в сердце незаживающую рану
разбитой любви. Плюс - у него следы от
порезов вен на руках. Прикольно, да?
Парень, который все-таки не производит
впечатление дебила, резал вены от
несчастной любви.
Нас с котом Бубликом это так
тронуло, что несчастный кот от хохота
свалился с дивана в кружку с пивом,
которую я неосмотрительно поставил на
пол.
А там еще буквально с первых
кадров Юля начинает изображать неземную
любовь к Прорабу и смотрит на него
вожделеющим взглядом - мол, ловите,
зрители, любовный треугольник. Прораб
при этом, судя по всему, мечтает побывать
хоть в каких-нибудь местах, в которых
бывал Мажор, но одновременно разбитое
сердце не дает ему полностью отдаться
чувству.
"Он боится полюбить", - в
какой-то момент заявила Ведьма, и
несчастный Бублик после этого
потрясающего заявления второй раз
свалился с дивана - хорошо еще, что не в
кружку.
О спецэффектах. Асадулин, в
общем-то, упорно старается по-хичкоковски
нагнать жути. Но он плохо изучал труды
классика, потому что в триллере есть
только два варианта подхода. Первый - это
сугубо реалистичный. Никакой мистики: в
трубах дудит ветер, шаги раздаются от
кого-то из компании, а общая обстановка
страха и ужаса создается мастерством
постановщика. Второй подход - сугубо
нереалистичный. По трубам шароебятся
инопланетные чебурашки, в коридорах
завывают призраки, из-за поворота
выходит баба Яга в обнимку с Кащеем
Бессмертных.
У Асадулина - ни то ни се. В
общем и целом подход вроде реалистичный.
Однако за стеной все время завывает
жуткая Крыса Баскервилей, некоторые
события происходят сами собой - что-то
упало, зажглось, огромная дверь сама
захлопнулась и закрутилась блокировкой,
винтики самостоятельно вывинчиваются
из гаечек, - ну и кроме того, по стенам все
время наползает компьютерная
чернильная муть. "Ну и фигли?" -
спросим мы режиссера. Ты уж определись -
у тебя тут мистика или реалистистика!
Ну и все это сопровождается
достаточно разухабистым музоном какого-то
там диджея - то ли Грува, то ли Слона, то
ли еще какого Укупника. Не помню уже.
Помню только, что музон ужасный и жути
нагоняет только своей бездарностью.
Вот такой получился триллер.
Не самый плохой на свете, но по-ученически
беспомощный, с плохим сценарием,
отвратительной игрой актеров и
разухабистой музычкой. Только Петр
Федоров там - безусловный луч света. Вот
только не понятно, как его занесло на эти
галеры...
***
Оценки по
пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть