DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Парфенов-Муромец. Выходит фильм об изобретателе телевизора
| text | html

web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо

2010-04-21 14:14:51

Во ворник в вечернем эфире "Первого канала" состоялась премьера первой серии очередного документального фильма Леонида Парфенова "Зворыкин-Муромец" об Отце телевидения Владимире Зворыкине, русском инженере, родившемся в семье муромского купца, эмигрировавшего в 1919 году в Америку и там сделавшего все свои знаменательные открытия. Закрытую премьеру фильма в кинотеатре "Пионер" посетила обозреватель "Известий".

Еще полгода назад образованные люди на имя Владимир Зворыкин все как один реагировали вопросом: "Это кто?" Теперь стараниями Леонида Парфенова, снявшего фильм про легендарного инженера-изобретателя, все знают: Зворыкин придумал тот самый телевизор, который уже успели окрестить "зобмо-ящиком". "Первый канал" показывает картину на всю страну. Теперь имя Зворыкина в сознании каждого телезрителя встанет в один ряд с именами Яблочкова (который якобы первым придумал электрическую лампочку) и Попова (который якобы первым придумал радио).

Главный отечественный теледокументалист Леонид Парфенов сотворил очередную легенду: о муромском богатыре Владимире Зворыкине. Собственно, к Муромцу отсылает не только название фильма. В первых же кадрах, появившись на экране телевизора, знакомом зрителям и читателям по книжно-телевизионному проекту "Намедни", Парфенов пересказывает текст былины про то, как богатырь "стоял заутреню во Муроме, а к обеденке поспеть хотел в стольный Киев-град". "Всего за полдня! При отсутствии прямого авиасообщения между городами! Владимир Козьмич Зворыкин, создав телевидение, устроил телепортацию всему человечеству", - заявляет Парфенов, и это становится отправной точкой истории инженера-богатыря.

В этом фильме есть все, чем славен Парфенов, и даже больше. Он лично выглядывает из того же окна, что и десятилетний Володя Зворыкин - младший сын богатого муромского купца Козьмы Зворыкина. Парфенов-чародей не только доходчиво объяснит механизм передачи изображения, оказавшись внутри телевизора, который позже изобретет Зворыкин, но и отсчитает количество шагов от здания физического факультета до химического, наступая безупречно вычищенными ботинками в лужи двора Петербургского технологического института. Шагов окажется 215 - на такое расстояние было передано изображение в опытах профессора Розинга, под чьим началом учился Зворыкин-студент.

Парфенов не ленится объяснить зрителям, что вот этот молодой человек с бачками по моде 1960-х, а теперь постаревший и раздобревший господин, и есть Фредерик Олесси, биограф Зворыкина, которому инженер диктовал свои мемуары. Парфенов добился рассекречивания 800-страничного фэбээровского досье на Зворыкина, которое было заведено на него после Второй мировой войны как на подозреваемого в шпионаже в пользу СССР. И наконец, Парфенов так изящно складывает кадры документальной хроники семьи Зворыкина с первым в своей телевизионной карьере опытом докудрамы (это когда игровое кино выглядит как документальное), что трудно отличить настоящего Зворыкина от играющего его Сергея Шакурова. Его стараниями Зворыкин встает перед зрителями как живой, и уже трудно к нему относиться как к эмигранту, который все главное изобрел не здесь для Radio Corporation of America.

В фильме есть фрагмент, когда внучка Зворыкина рассказывает, как однажды получила в подарок сборник русских сказок. Она спросила деда: кто такой Илья Муромец? Зворыкин ответил ей, что это находчивый богатырь из русских былин, который - если б жил в наше время - обязательно был бы инженером. Поскольку сейчас на Руси ни богатырей, ни инженеров, способных изобрести телевизор, толком не осталось, остается довольствоваться русскими былинами.

О телевизоре Зворыкина и могилах его предков в Муроме "Известиям" рассказали гендиректор "Первого канала" Константин Эрнст и актер Сергей Шакуров.

КОММЕНТАРИИ

Константин Эрнст,

гендиректор "Первого канала":

известия: Каково было ваше намерение, когда вы задумывали и снимали фильм про Зворыкина?

Константин Эрнст: Рассказать стране: вы не знали, кто изобрел телевидение? Мы говорим вам - это Владимир Зворыкин.

и: Наш!

Эрнст: Наш! И у него довольно интересная жизнь. В 1927 году в Амстердаме на конгрессе Зворыкин говорил про телевидение: "Все равно откуда показывать - хоть с Луны". И все на него посмотрели и сказали: "С Луны! Ну да - Жюль Верн нашелся тут!" А потом в июле 1969 года он по своему телевизору смотрел высадку на Луну Нила Армстронга. Этот телевизор сейчас стоит у нас в "Останкино". Кстати, работает.

и: Что вы будете с ним делать?

Эрнст: Надеюсь, что возникнет музей телевидения, там его и поставим как особо ценный экземпляр. А в сентябре на улице Королева, около "Останкино", планируем открыть памятник Зворыкину - интерактивный. Будет стоять Зворыкин во весь рост - и рядом телевизор, в который можно будет засунуть свою физиономию или просто со Зворыкиным сфотографироваться. А Парфенов про Зворыкина выпускает книжку.

Просто у нас все, кто не лежит, напившись с утра портвейна, знают, кто изобрел радио или лампочку. А телевидение - нет. Хотя даже в советских энциклопедиях Зворыкин присутствует: его, несмотря на эмиграцию, оттуда не вычеркивали.

и: Фильмом про Зворыкина вы не только напоминаете россиянам про великого и забытого человека, но в какой-то степени закрываете тему телевидения сегодня, нет?

Эрнст: Да нет - телевидение настолько многообразно, что эту тему закрыть нельзя даже очень хорошим фильмом про его изобретателя.

Сергей Шакуров,

актер:

известия: Зворыкин, как нам только что показали, провел в проруби 45 минут, а вы?

Сергей Шакуров: Два дня. Первый день общий план снимали, а второй - крупный план, правда, уже без проруби. То есть было полное ощущение, что я в воде, но это был чистый киношный прием. В проруби-то сидеть рискованно в документальном кино.

и: Вы раньше в докудраме не снимались - есть принципиальная разница между съемками в художественном фильме и такой работой?

Шакуров: Конечно, есть. Художественный фильм предполагает построение образа, а тут нужно очень скромными средствами достичь большого эффекта. Тут не разыграешься - материала для этого нет. Эмоции надо убирать, внешние эффекты тоже. Идет повествование, а это не предусматривает мощной актерской игры, которой, в частности, я владею. В этом плане приходилось наступать на собственное самолюбие и сдерживаться.

Приходилось отталкиваться от настоящего Зворыкина, про которого я знал, что он жесткий, скромный человек. Знаете, как у Пушкина: "Хвалу и клевету приемли равнодушно" - я эту фразу взял за основную, чтобы сделать этот образ таким.

и: Тогда что вам в этом фильме как актеру осталось?

Шакуров: Я, как многие, ничего не знал про этого человека. Он для меня стал открытием, и это самое главное.

Источник



web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru