DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Телеэфир после авиакатастрофы под Катынью // Телелидеры 5-11 апреля
| text | html

web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо

2010-04-14 05:44:35

Телелидеры 5-11 апреля

И снова трагедия под Катынью. И снова "Катынь" в эфире государственного телевидения. Ровно неделю назад в предыдущих "Телелидерах" я писала о том, как и почему фактически запрещенный в России к широкому показу фильм Анджея Вайды "Катынь" был показан у нас на канале "Культура". Но кто мог представить, что Катынь спустя 70 лет, день в день после расстрела сотрудниками НКВД СССР нескольких тысяч польских офицеров, вновь станет для Польши местом национальной трагедии. Польская делегация во главе с президентом страны Лехом Качиньским и его супругой летела на траурные мероприятия в Смоленск, чтобы почтить память своих расстрелянных соотечественников. Они совсем немного не дотянули до посадочной полосы. Самолет разбился, все погибли. Для страны, которую на протяжении долгой истории постоянно завоевывали и оккупировали, делили и раздавали ее территории другим государствам, где и внутренняя история была не менее кровопролитной, потеря элиты нации во главе с первым лицом, конечно, нечто гораздо большее, чем авиационная катастрофа. Хотя любая смерть страшна сама по себе.

Российское телевидение, как и российская власть, отреагировало на трагедию под Смоленском в эфире очень быстро. На редкость собранно. И в общем точно. Сообщения о катастрофе самолета польского президента появились 10 апреля в районе 11.45. И уже в 12.00 на "Первом канале" в традиционном выпуске новостей давали максимально полную на тот момент информацию с прямыми включениями и комментариями. Затем на "Первом" вышли сразу несколько специальных выпусков: в 13.00, 15.00, 18.00. И в 21.00, как всегда, была программа "Время".

На "России 1" первый объем информации дали в "Вестях" в 14.00. Потом был большой спецвыпуск в 16.55, еще один в 17.55, традиционные "Вести в субботу" в 20.00, а затем еще один выход — в полночь. На НТВ дополнительных выпусков делать не стали, новости выходили в 13.00, в 16.00 и в 19.00. По пять спецвыпусков вышли на РЕН ТВ и на "Пятом канале".

А 29 марта в нашем эфире все было совсем не так. Когда в центре Москвы в метро прогремели взрывы, погибли десятки людей, российские федеральные телеканалы в течение нескольких часов фактически не давали в эфир никакой информации. И даже после того, как она пошла в большом объеме, ни на "Первом канале", ни на "России", ни на НТВ в течение всего дня не было ни одного спецвыпуска новостей. И даже телевизионную сетку в этот день менять никто не стал.

Трагедия с авиакатастрофой польской делегации в российском эфире освещалась радикально по-другому. Видимо, руководство трех федеральных каналов очень точно понимало и уловило, какой будет реакция президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина на шокирующую гибель под Смоленском Леха Качиньского и тех, кто с ним летел на траурные мероприятия в Катынь. И только от этого, конечно, напрямую зависела такая оперативная и в целом соответствующая масштабу катастрофы реакция российского телевидения.

На государственных каналах страны в выходные дни, еще до объявления национального траура, были отменены откровенно развлекательные программы: "Прожекторперисхилтон", "Большая разница", "Южное Бутово", "Ты и я", "Субботний вечер", юмористический концерт "Измайловский парк". И уж, конечно, совсем беспрецедентным по меркам отечественного телевидения стало решение двух государственных каналов показать воскресным вечером два главных в польской истории фильма Анджея Вайды.

На "Первом канале" в 22.00 вместо "Большой разницы" показали знаменитый "Пепел и алмаз", который был снят в 1958 году. А на "России 1" вновь показали "Катынь". Кроме того, после полуночи здесь вышел еще один яркий фильм польского киноклассика Кшиштофа Занусси "Персона нон грата".

Не случись гибели польского президента под Смоленском, трудно представить, что "Катынь" и "Пепел и алмаз" российские каналы стали бы показывать массовой аудитории в разгар воскресного прайм-тайма. Тем более неделей ранее показанная "Катынь" на "Культуре" и так была решением политическим, выверенным и согласованным с властью.

Конечно, "Пепел и алмаз", снятый более 50 лет назад, для большинства современных телезрителей объективно смотрелся как абсолютный раритет. Но магия режиссуры Вайды в одном из его самых лучших фильмов про очередную драматическую страницу в польской истории в конце войны, с невероятно мощным финалом, где смертельно раненный главный герой умирает на мусорной свалке под полонез Огиньского, нисколько не потеряла звучания. "Пепел и алмаз" смотрится как актуальное, жесткое и невероятно стильное кино. От "Катыни" тоже оторваться трудно. Каждый раз впадаешь в оторопь от финальных сцен, когда начинается тот самый массовый расстрел польских офицеров под Катынью, который так трагически отозвался Польше и спустя 70 лет.

А как реагировали российские зрители на все, что произошло вокруг гибели президента Леха Качиньского и других государственных деятелей Польши? Конечно, показатели новостей были гораздо выше, чем в традиционные дни, и тем более — чем в выходные. Но в целом информпрограммы в день взрывов в московском метро 29 марта российские телезрители смотрели, конечно, активнее, чем про авиакатастрофу под Смоленском.

Тем не менее доли выпусков новостей на "Первом канале" в среднем были выше 20% аудитории. А, например, спецвыпуск в 15.00 смотрело в Москве аж более 30% (в остальных городах страны — 22,5%). И рост аудитории к началу новостей был очень резким. У идущего перед новостями фильма "Турецкий гамбит" в тот момент доля составила всего 19%. К вечеру на "Первом канале" зрителей новости интересовали уже меньше. Во всяком случае доля программы "Время" в среднем составила 17-18% аудитории. А на "России 1", напротив, пик внимания к польской трагедии был именно вечером. Днем спецвыпуски "Вестей" смотрело в среднем около 20% аудитории. Причем москвичи и остальные россияне примерно одинаково следили за новостями, рассказывающими о том, что происходит под Смоленском.

Но максимальное количество аудитории было у выпуска Сергея Брилева "Вести в субботу" в 20.00. Здесь как раз разброс зрителей был очень заметен. В Москве эту программу вечером смотрело 17% зрителей, а доля общероссийской аудитории составила аж 29%, причем с высоким рейтингом (процент зрителей от количества населения) — 9%. И в полночь на "России 1" спецвыпуск "Вестей в субботу" о гибели в авиакатастрофе польского президента смотрело более 18% аудитории. Таких показателей в обычный выходной на "России 1", конечно, не бывает.

На НТВ доля новостей в субботу в течение всего дня была выше 20% аудитории. Это больше, чем обычно. Выше средней доли канала прошли в выходные новости и на РЕН ТВ, и на "Пятом канале", и на "ТВ Центре". Информационный канал "Россия 24", который в течение всего дня максимально давал информацию с места катастрофы, по итогам дня получил долю выше 2%, что для этого канала заметный результат.

В отличие от 29 марта, в этот раз "Пятый канал" вдруг вспомнил, что все-таки в основе его концепции разговорные форматы: дискуссии, которые вроде бы должны быть посвящены актуальным событиям. В день взрывов в московском метро главное вечернее ток-шоу канала "Свобода мысли" вышло, естественно, в записи и было посвящено утечке научных мозгов за рубеж. О взрывах в этом ток-шоу заговорили только на пятый день после трагедии.

А 11 апреля в 18.30 на "Пятом" вышел спецвыпуск "Свободы мысли" и шел почти два часа вместо одного. Как сказали на канале, эфир про трагедию под Смоленском был "почти с колес". По меркам нынешнего телевидения это, видимо, уже действительно оперативность: выдать в эфир программу спустя сутки после записи и самой катастрофы. Тем не менее показатели этого выпуска "Свободы мысли" в Москве были выше средних показателей "Пятого канала".

Больше обычного были показатели 11 апреля и у "Воскресного "Времени"" c Петром Толстым. Здесь доля аудитории по стране перешагнула рубеж в 22%. Так много зрителей эту программу давно не смотрело. К "Вестям недели" с Евгением Ревенко интерес аудитории был скромнее — 17-18%.

Вечерний же показ фильмов Анджея Вайды "Пепел и алмаз" и "Катынь" на государственных каналах, если верить рейтингам, в целом не нашел понимания у массовой российской аудитории. "Пепел и алмаз" на "Первом" смотрело всего около 6% аудитории. Это почти в пять раз меньше, чем у идущей обычно в это время "Большой разницы". У "Катыни" зрителей тоже немного — доля фильма составила около 14%. И это заметно меньше, чем собирает по воскресеньям вечером на "России 1" какая-нибудь типовая отечественная мелодрама. Большая часть зрителей (более 22%) предпочла фильмам Вайды сериал "Грязная работа" на НТВ с Владом Галкиным.

Впрочем, если суммировать показатель "Катыни" на "России 1" с теми 8% аудитории, которые неделей ранее фильм собрал на "Культуре", то количество зрителей, посмотревших этот важный для Польши и России фильм, выглядит весьма внушительным. И даже те 6% аудитории, которые, может быть, впервые видели "Пепел и алмаз" на "Первом", наверняка стали лучше понимать, почему для Польши эта катастрофа под Смоленском, в которой погиб ее президент и другие соотечественники, стала национальной трагедией.

И еще. В понедельник, в день общенационального траура, на "Первом канале" вышла программа Владимира Познера. Его гостем стал посол Польши в России Ежи Бар. Таких точных и важных вопросов в программе "Познер" не звучало давно. Программа смотрелась на одном дыхании. Оба собеседника понимали, насколько нужен этот разговор в российском телеэфире и для будущих отношений обеих стран. Доля у программы была не самая высокая: около 11% в Москве. Но в этот раз более уместного разговора и более актуального гостя трудно было найти. Удивляло только одно. Почему же 29 марта, в день взрывов в московском метро, Владимир Познер предпочел не менять тему беседу и приглашенного в свою программу гостя? Почему в тот вечер, когда в столице России погибли десятки наших соотечественников, на "Первом канале" Владимир Познер предпочел говорить с Анатолием Карповым про шахматы?

Арина Бородина

Источник



web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru