DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Прощай-ТВ.
| text | html

web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо

2010-03-17 14:43:35

Когда я был маленький, телевизор был большой драгоценностью. Чтобы его купить, среднеарифметической советской семье нужно было откладывать деньги год, а то и больше. Поэтому телевизор в наших квартирах стоял на самом почетном месте, он почти всегда работал, а когда отдыхал - его накрывали красивой кружевной тюлькой, чтобы не пылился.

Потом эти тюльки куда-то подевались - и вот теперь, 30 лет спустя, в гостях у своих друзей или друзей своих друзей я снова вижу телевизор, накрытый какой-нибудь тряпочкой. Только стоит он лицом к стене и где-нибудь на шкафу под потолком.

- Новый купил, что ли?

- Зачем?! Я его уже давно не смотрю. Просто выбросить жалко, вот и стоит.

Отказ от телевизора стал уже обыденным явлением. Отказ не принципиальный, а естественный. И чем моложе хозяин "ящика", тем больше шансов у того оказаться "под тряпочкой". Даже в агентствах по аренде недвижимости не воспринимают наличие в квартире телевизора как конкурентное преимущество. Скорее наоборот.

Я и сам не заметил, как стал телесвободным. Жидкокристаллический экран на стене пока еще висит, но провожу я перед ним 1-2 часа в неделю - и то лишь потому, что он есть. Щелкаю кнопками пульта - на чем глаз задержится? "Прожекторперисхилтон", случайный футбольный матч, обрывок знакомого фильма. Ну, иногда выпуск новостей - и то не новостей ради, а так - чтобы почувствовать среднюю температуру по госбольнице.

Уже поздно говорить, что реальная общественная, политическая, культурная жизнь перетекает из телеэфира в интернет. Она туда перетекла - с концами. Не хочу расстраивать коллегу Ирину Петровскую, но профессия телекритика очень скоро станет позавчерашней. Скоро традиционное телевидение даже средством массовой информации назвать будет нельзя. Так, маловредная зависимость, свойственная, как правило, тем, кому за 60. Еще лет 10-20 - и голубые экраны в наших квартирах займут в лучшем случае то же место, какое сейчас занимают стационарные телефоны. Уже не нужны, но пусть будут - на всякий случай.

Отчасти это мировой тренд. Вот, к примеру, очередной отчет компании Integrated Media Measurement, которая давно и регулярно занимается изучением медиапотребления. В 2009 году, утверждают исследователи, численность американцев, переставших смотреть телевизор и переключившихся на интернет, выросла до 20%. Похожая ситуация в Европе. В России - своя специфика. Несмотря на то что интернет у нас залез далеко не в каждый дом, потери ТВ-каналов догоняют и перегоняют Америку. Первым забил тревогу командир первой кнопки Константин Эрнст - еще в 2006-м. На тот момент, по его словам, с телевидением распрощалось от 15 до 25% аудитории. "Это люди, которые реализовали себя и перестали видеть в телевизоре некий объект для развлечения и информирования", - сказал он публично. И добавил, что само телевидение не только не предпринимает серьезных шагов, чтобы сохранить остатки зрителей, но предпочитает не замечать изменившиеся реалии медиарынка.

Процесс прогрессирует. Недавно радиостанция "Финам ФМ" провела исследование среди своих слушателей. Это по большей части экономически живые люди средних лет, главный человеческий актив страны. В ответ на вопрос "Как часто вы смотрите телевизор?" 29% опрошенных ответили: "Стараюсь не смотреть вообще", а 12% добавили: "У меня даже телевизора больше нет".

Но отказ от ТВ по-русски отягощен еще одним неприятным нюансом. На Западе бегство от телеэкрана носит по большей части технологический характер. Люди уходят в интернет, но не уходят от телеконтента. Большинство беглецов продолжают смотреть теленовости, шоу, сериалы. Просто им не хочется зависеть от времени показа, они скачивают любимую передачу на сайтах телекомпаний. У нас же, отказываясь от ТВ, аудитория, как правило, полностью порывает и с контентом телеканала. Люди находят в интернете иные источники информации, которые, как им кажется, заслуживают большего доверия. Обрастают новыми медиапривычками и "органами чувств". Сайты, форумы, блоги, торрент-трекеры, ролики на ютубе - здесь никто не называет их "уважаемыми телезрителями", зато пользователь может сам выбрать то, что ему по душе, получать неотфильтрованную информацию, стать не только получателем информации, но и участником медиапроцесса.

Причина такого безвозвратного разрыва с ТВ-продуктом очевидна: большое российское телевидение давно перестало представлять хоть какой-то интерес для активного, мыслящего, желающего двигать свою страну вперед человека. Новости - беспросветный официоз, общественная дискуссия - лишь ее имитация, документалистика - чернуха, кинопоказ - дешевка. Убегая от такой телереальности, граждане России не просто меняют один информационный продукт на другой. Они полностью выпадают из системы информационного управления страной. Потому что эта система по-прежнему заточена под "телечеловека". А он - тает на глазах. И это большая проблема, которая очень скоро заявит о себе.

Система думает, что от нас по-прежнему можно что-то скрыть, и очень удивляется, что там, где двое или трое стали свидетелями происшествия, через полдня благодаря сетевому ролику побывали миллионы. Система не понимает, что ей нужно кардинально меняться идеологически и технологически. Потому что те самые гайки, которые раньше можно было закрутить, растворились в воздухе, появились другие, но как к ним подлезть и чем повернуть - никто не знает. Нужны новые технологии социального крепежа, необходимо строить реальное, а не показное общественное согласие, напрягать мозги, признавать ошибки. Не знаю, как у вас, а у меня такое ощущение, что даже на федеральном уровне никто особо не спешит реагировать на вызовы информационного века. А в регионах - и подавно.

Вот характерный пример. В Екатеринбурге на прошлых выборах местный бизнесмен Леонид Волков избрался в гордуму, агитируя за себя исключительно через интернет. Местная элита до сих пор не может въехать - как это так? Время от времени к нему обращаются политики из других регионов с младенческим вопросом: "Говорят, вы в интернете какие-то места знаете, где можно стать депутатом?"

Эти люди всерьез подозревают о существовании во Всемирной сети какой-то волшебной кнопочки. Нажал - и получай мандат. Без всякого политкапитала и админресурса.

Но и это не все. Поняв, наконец, что на планете Земля существуют какие-то блоги и социальные сети, чиновники местного избиркома решили, что это тоже гаечки, которые можно и нужно прикрутить. Теперь, согласно их распоряжению, любые странички "Вконтакте" или "Одноклассники", где появляется фамилия кандидата, должны быть оплачены из его избирательного фонда.

Вы сейчас смеетесь? А я - нет. Потому что на самом деле именно такое нежелание осознавать новые реалии и разрушало во все времена целые государства и цивилизации. Пока эти люди наконец освоят ютуб и торренты, человечество придумает еще более совершенные информационные технологии, которыми можно скрепить общество, но можно его разрушить. А кто владеет информацией, тот владеет миром. Наша элита владеть информацией упорно не хочет. Она по-прежнему уверена, что страна сделана из железобетона, а она давно состоит из стекла. И кое-где уже потрескивает.

Источник



web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru