DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Семь "Пятых" на неделе. Продюсер Александр Роднянский считает, что телевидение должно быть жестким, агрессивным, без сантиментов
| text | html

web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо

2010-03-15 14:44:56

В понедельник "Пятый канал" официально выходит на федеральное вещание с обновленной сеткой программ. В ближайшие недели начнется реформирование канала РЕН. Обозреватель "Известий"  расспросила председателя экспертного совета "Национальной Медиа Группы", одного из ведущих российских продюсеров Александра Роднянского о том, как теперь будут выглядеть РЕН и "Пятый", о новых проектах и о грядущей реформе российского кинематографа.

известия: Прошла пресс-конференция, представляющая новую сетку "Пятого канала", были сделаны разнообразные презентационные заявления, и часто приходилось слышать словосочетания "канал для интеллигенции", "компетентный собеседник", "образованная публика". В общем, все то, что в негласном телевизионном реестре стоит под грифом "антирейтинг". Вы готовы это оспорить, или у вас есть возможность делать имиджевый канал, не оглядываясь на доли и рейтинги?

александр роднянский: Я думаю, надо учитывать происходящие в мире телевидения кардинальные изменения. Разговоры про рейтинги - нерейтинги были справедливы, когда все оценивалось в рамках 5-10 телевизионных каналов. Уже при наличии 20 эфирных каналов, как сейчас, мы имеем ситуацию, когда канал-лидер - "Первый", - когда-то доминировавший с 30%-ной долей аудитории, сейчас не дотягивает до 20%. А канал с 5%-ной долей аудитории входит в шестерку главных телеканалов страны. Иными словами, происходит фрагментация аудитории. Впрямую отвечая на ваш вопрос: я верю, что "Пятый канал" может завоевать свой сегмент аудитории. Да, образованный. Да, интеллигентный. Да, нуждающийся в полноценном телевидении, разговаривающем с аудиторией без поддавков. Без выпадения, с одной стороны, в пропагандистский тон, с другой - в трэшевый. Я уверен, что такая аудитория в нужном для успеха "Пятого" количестве может сконцентрироваться вокруг этого вещателя.

и: Когда "Пятый канал" гремел на всю страну - в период перестройки, еще существовало унаследованное от прошлой эпохи понятие "советская интеллигенция". Что такое сегодня интеллигенция?

роднянский: Интеллигенция как сегмент общества существует в двух странах мира: в Германии и в России. В английском языке, как известно, даже нет такого слова. Может быть, это связано с историей гражданского общества, когда все жители страны считают себя частью этого общества - как в США. А у нас всегда существовала группа людей, активно вовлеченных в общественные процессы и несущих на себе добровольное бремя ответственности за состояние государства. Интеллигенции, которой она была в советские и ранние постсоветские годы, конечно же, на мой взгляд, уже не существует. Другое дело, что по-прежнему есть - а иначе в России было бы странно - большое количество людей, не объединенных и очень часто даже не слишком коммуницирующих друг с другом, которые всерьез думают о том, что происходит вокруг в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. И нуждаются в собеседнике, который мог бы вместе с ними интерпретировать происходящее и угадать за этим вполне внятные закономерности и логические связи. Таких зрителей в России достаточно много. В этом смысле канал может даже сыграть роль коммуникатора между ними.

и: Какое сейчас покрытие у "Пятого"?

роднянский: Сейчас - около 100 миллионов потенциальных зрителей. К концу года будет еще больше. Думаю, ровно через два года "Пятый" охватит процентов девяносто территории страны.

и: А как это выглядит в соотношении с "Первым" и "Россией"?

роднянский: "Первый" и "Россия" унаследовали советскую систему распространения сигнала. Такого больше не будет ни у кого и никогда. "Пятый", называя вещи своими именами, безусловно, рассчитан на городское население. Все городское население России его смотреть будет.

и: Я читала петербургские публикации по поводу "Пятого". В том числе и те, где высказываются опасения. Например, что некоторая элитарность канала, присутствующая сейчас и в отдельных программах, и в кинопоказе, в связи с переходом на федеральный уровень уйдет.

роднянский: Мне кажется, этого меньше всего стоит опасаться. Кинопоказ уж точно не претерпит радикальных изменений. Заниматься им будут все те же люди. Мы как раз на днях общались, и я предлагал им двигаться в сторону современного европейского кино. Чем хорош кинопоказ на "Пятом"? Он эклектичен. Там есть и индийское кино, и французское кино 60-х, и советское классическое, и американское 80-х. И это все объединено, во-первых, авторскими именами, а во-вторых, легким налетом ностальгии. Это, как правило, фильмы, широко известные и любимые. Хотелось бы включить в список и современное кино - то, что в мировой индустрии называют независимым. А это широкий спектр: от "Пророка" до "Миллионера из трущоб". Мы не собираемся забиваться в радикальный артхаус. Но это и не мейнстримовский жанровый показ... "Питерскость" канала ведь не только в его географии и происхождении, а в рефлективности по отношению к миру - и это сохранится. Поэтому главный жанр "Пятого" - ток-шоу, документальные фильмы, документальные драмы. Там не будет обычных телесериалов и теленовелл. Только очень событийные сериалы мы, возможно, будем показывать - по-особому это обставляя.

и: В свое время в рамках развлекательного формата вы четко развели по нишам СТС и "Домашний". Тут, насколько я понимаю, придется проделать то же самое с РЕН и "Пятым". Как это будет происходить?

роднянский: Как человек, давно занимающийся телевидением, я понимаю, что нельзя революционно экспериментировать с каналами. Особенно с теми, что имеют свою аудиторию, свою историю. И на "Пятом", и на РЕН нас ждет эволюция, а не революция. Сейчас РЕН с его эклектичностью представляет разные, иногда взаимоисключающие форматы - как "Голые и смешные" и новости с Марианной Максимовской. Ничего не хочу сказать плохого про "Голых и смешных", но так быть не может. Каналу нужен целостный облик. Таким обликом должно стать телевидение жесткое, агрессивное, без сантиментов, современное, с развлекательным драйвом. Но - журналистское, содержательное и с активным социальным фокусом. Самые популярные сейчас программы на РЕН - это те, что ведут Михаил Осокин, Павел Астахов и Марианна Максимовская. Вот это для нас становится платформой и брендом, и мы вскоре приступим к эволюционному изменению РЕН. Если говорить коротко, "Пятый" - это спокойный разговор, РЕН - это публицистика. Все активное, воюющее, агрессивно отстаивающее, динамично рассказывающее - это РЕН. Все спокойно и вдумчиво исследующее - это "Пятый". Для примера: одна из самых успешных программ "Пятого" - новости о чрезвычайных происшествиях под названием "Экстренный вызов" - переходит на РЕН.

и: Помимо телевидения, вы сейчас - даже более интенсивно, чем раньше, - занимаетесь кинематографом. Недавно приобрели 51% акций в артхаусной прокатной кинокомпании "Кино без границ". Зачем вам это нужно? Там, как мы все знаем, прекрасная коллекция, и это единственная причина?

роднянский: Одна из главных моих целей в кино как в бизнесе - добиться того, чтобы компания, к которой я имею отношение и в которую войдет "Кино без границ", превратилась в активного и успешного игрока в рамках европейской копродукции. Добиться, чтобы наши картины стали частью прокатного обитания, во всяком случае, в Европе и в Азии. В этом смысле компания "Кино без границ", которая на протяжении последних 15 лет продвигает кино лучших европейских и азиатских режиссеров в Россию, - это очень логичное приобретение. Я приобрел также 51% акций производственной кинокомпании "Нон-стоп продакшн", и там уже производятся несколько фильмов в копродукции. Я для себя решил, что хочу иметь отношение к самым разным жанрам и направлениям, но только с ярко выраженным авторским началом. С именем, отчеством и фамилией. Если жанровая героическая драма "Сталинград", то это фильм Федора Бондарчука. Я уже не говорю о картинах Андрея Звягинцева и Александра Миндадзе, которые существуют в пространстве артхауса.

и: Насколько я понимаю, у "Нон-стоп продакшн" сейчас в производстве два сериала: "Белая гвардия" и "Достоевский".

роднянский: Ну ничего себе "сериалы"! Это сложнейшие многосерийные фильмы. Съемки "Белой гвардии" режиссера Сергея Снежкина начались, кстати, буквально пару дней назад.

и: Уже можно сказать, кто в основных ролях?

роднянский: Хабенский - Турбин, Раппопорт - Елена, Пореченков - Мышлаевский, Гармаш - Козырь-Лешко, Серебряков - Най-Турс, Вилкова - Юлия Рейсс, Бондарчук - Шполянский. Николку играет Никита Ефремов, сын Михаила Ефремова.

и: Я очень удивилась, узнав, что съемки начались под Выборгом.

роднянский: Там приходится снимать бои на улицах. Потому что Киев чудовищно искалечен за последние пять лет усилиями нового мэра. Мы долго искали в моем родном городе улочки, где можно убедительно воспроизвести эпизод начала ХХ века, - не получается. Но в Киеве все равно будет много сниматься: и Лавра, и Андреевский спуск, и Владимирская горка - все там. Просто меньше, чем мы рассчитывали.

и: Про сериал "Достоевский", который снимает Владимир Хотиненко с Евгением Мироновым в главной роли, уже довольно много написано. А вот о новом проекте Андрея Звягинцева почти ничего не известно. Расскажите о нем, пожалуйста.

роднянский: Это безумно интересная картина. Сценарий самого Андрея и его соавтора Олега Негина победил сейчас в конкурсе сценариев в рамках главного в мире фестиваля независимого кино "Санденс". Для судьбы фильма эта победа имеет большое значение.

и: Сюжет можете раскрыть?

роднянский: Подробно - пока не хотелось бы. Скажу лишь, что в отличие от предыдущей картины Звягинцева "Изгнание" действие происходит в современной Москве. Это история пожилой пары. Мы понимаем в самом начале, что муж и жена принадлежат к разным социальным слоям, и догадываемся, что встретились они буквально несколькими годами раньше, в больнице. Где муж, успешный представитель верхушки среднего класса, лечился, а жена работала медсестрой. У каждого из этих героев есть свои дети от прошлого брака. У мужа - дочь. У жены - безработный сын с семьей. Вот в этом композиционном решении и разыгрывается история. Очень неожиданная, очень увлекательная. Написанная более динамично и нервно, чем "Изгнание". И я убежден, что визуальная мощь Звягинцева как режиссера в сочетании с этим сценарием может привести к очень сильному результату. Это такая европейская картина - если под европейскостью понимать бескомпромиссную человеческую драму, которая говорит об обстоятельствах сегодняшнего дня.

и: Вы делаете большой фильм "Сталинград" и две артхаусные картины - Звягинцева и Миндадзе - в сложный период, когда должна вот-вот начаться реформа кино. Недавно Алексей Герман-младший опубликовал статью, где он резко отрицательно охарактеризовал всю связанную с этой реформой ситуацию. И говорил, насколько я его поняла, о том, что попытка создать большие студии и большие фильмы - это не совсем верный для нашей страны ход. Большие фильмы проваливаются, при этом отбирая возможность существования у малобюджетного содержательного кино, на которое и следует делать ставку. Если по сути, может, так оно и есть?

роднянский: Я только за - чтобы делались маленькие содержательные картины. Но решается вопрос не о том, какие фильмы делать, не о репертуаре, а о системе организации кинопроизводства и кинофинансирования. Система финансирования, которую предлагает реформа кино, вызывает много вопросов, но она, безусловно, направлена на создание крупных продюсерских компаний, способных выстраивать свою деятельность на многие годы вперед, - и это очень важно. Если это произойдет, тогда и блокбастеры, и фильмы артхаусные смогут найти свое место в репертуарном плане любой из этих компаний... Это и называется диверсификацией рисков. Часто приводят пример Романа Борисевича как наиболее успешного продюсера авторского кино. (Роман Борисевич - продюсер картин "Коктебель", "Свободное плавание", "Простые вещи", "Волчок", "Сказка про темноту", "Как я провел этим летом". - "Известия"). Но фильмы его студии "Коктебель" делались частично за счет государственной поддержки, которая для них должна сохраниться, а частично - за счет большой компании "Централ Партнершип". И отлично. Если ЦПШ войдет сейчас в этот список компаний с приоритетным финансированием, наверное, у нее будет больше возможностей направлять средства на авторский сегмент. Но, если речь идет об артхаусных фильмах с бюджетом, сопоставимым с затратами на коммерческое кино, как у того же "Бумажного солдата" Алексея Германа-младшего, ситуация, конечно, усложняется. У Кристиана Мунджиу, румынского режиссера, победителя Каннского фестиваля 2007 года с замечательным фильмом "4 месяца, 3 недели и 2 дня", бюджет был 700 тысяч долларов. У "Бумажного солдата" - 4 миллиона долларов. Я не люблю все мерить деньгами, но уж коли мы коснулись этой бренной материи, 4 миллиона на артхаус при всей заинтересованности не найдешь. Чтобы вернуть эти деньги в прокате, надо собрать 11-12 миллионов. А у нас 12 миллионов - это зоны сбора картин типа первой "Любви в большом городе"... Если же говорить в целом об авторском кино, я уверен, что количество этих фильмов не сократится. О "Кинотавре", к которому я имею непосредственное отношение, все говорили, что в этом году, в кризис, будет нечего показывать. А в этом году фильмов много больше, и конкуренция значительно жестче. На предварительном отборе у нас около ста картин. Из них больше десятка дебютов. И какая бы компания ни получила деньги от фонда, о котором столько споров, все будут искать ярких молодых режиссеров и ярких продюсеров, чтобы с ними сотрудничать. Не надо придумывать здесь никаких внутренних конфликтов и противоречий. Единственный серьезный вопрос, который в связи с реформой возникает, - прозрачность критериев отбора компаний. Но на этот вопрос фонд в какой-то момент, надеюсь, даст ответ.

и: И к сегменту "большого кино", несомненно, относится "Сталинград". Вокруг этого проекта очень много слухов. Вроде того, что "Бондарчук попросил у государства 40 миллионов долларов на фильм, проголосуем - давать ему или нет"

роднянский: Это вообще бред. Даже никто из нас толком еще не знает, какой у фильма будет бюджет, а все уже голосуют. Мы пока работаем над сценарием, автор которого - Илья Тилькин - на мой взгляд, очень талантлив. Это сценарий многофигурной человеческой истории, с необычным драматургическим поворотом, с предусмотренными большими постановочными сценами. А зачем снимать "Сталинград", если ты не в состоянии хоть как-то дать понять масштаб и напряжение битвы? Это история с сильными, непростыми, объемными характерами. С несколькими русскими, в смысле советскими, солдатами, с несколькими немецкими, ведь один из основных героев - немец, две женские судьбы, и все это скручено в единую жесткую историю, происходящую буквально в течение нескольких дней поздней осенью 1942 года. Это конечно же не взгляд с точки зрения генералов, а взгляд, как раньше говорили, из окопа. А в нашем случае - из одного из десятков или сотен домов, в которых и сосредоточилось это беспрецедентное сражение.

и: Я читала сценарий, даже несколько его вариантов. Вот вы сказали, что действие происходит в доме, но там понятие "дом" перерастает в такую метафизическую историю...

роднянский: Это очень важная штука. Каждое поколение пытается сформулировать для себя ответы на какие-то принципиальные вопросы. Например, почему победили? Как смогли? И мы рассматриваем ту психологическую стадию состояния героев, когда они переходят из рационального состояния в иррациональное. Потому что победить в такой чудовищной войне можно только, когда ты отчаянно, до конца защищаешь свой дом.

и: Вы рассчитываете выпустить фильм в 2012 году, к годовщине Сталинградской битвы?

роднянский: Мы специально не подгадывали к дате. Но технически так, видимо, и получится. Осенью начнется предпродакшн, в 2011-м - съемки. Фильм должен выйти на экраны в конце 2012 года.

Источник



web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru