Ирак,
наши дни. Группа из трех американских
солдат занимается проверкой и
обезвреживанием всяких бомб и
боеприпасов - выполняет задания
различного уровня сложности и
опасности. В этой троице главный - сапер
сержант Мэтт Томпсон (Гай Пирс). На нем
лежит наибольшая ответственность, и он
больше всех остальных подвергается
смертельной опасности. Сержант Джей Ти
Сэнборн (Энтони Мэки) руководит
поддержкой сапера: он контролирует
окрестности, ведет радиосвязь с
Томпсоном и дает задания третьему
члену группы - специалисту Оуэну
Элдриджу (Брайан Джерати), который, как
правило, занимается осмотром места
событий с верхних точек.
Во
время выполнения одного из очередных
заданий, когда у группы сломался
специальный робот, обследующий
подозрительные предметы, сапер Томпсон
погиб: он пытался обезвредить бомбу, а
террористы в этот момент подорвали ее с
помощью мобильного телефона.
Вместо Томпсона прибыл
другой сапер - старший сержант Уиллиам
Джеймс (Джереми Реннер). Однако на
первом же задании выяснилось, что у
Сэнборна и Элдриджа с Уиллом будут
значительные проблемы. С Мэттом
Томпсоном у них было полное
взаимопонимание: тот четко работал в
связке с остальными двумя
специалистами, без необходимости не
рисковал и делал все для того, чтобы и
он сам вернулся домой не в цинковом
гробу, и остальные двое членов группы
остались живыми и здоровыми.
Джеймс
- не такой. Он постоянно рискует - и при
необходимости, и даже тогда, когда
прямой необходимости в этом нет.
Выполнение заданий для него - часть
какой-то странной смертельной игры. Он
действительно отличный специалист, но,
похоже, то ли считает себя
заговоренным, то ли не верит в то, что
когда-нибудь очередная бомба или
начиненная взрывчаткой машина
взорвется в двух шагах от него.
Как-то
раз во время разминирования набитой
бомбами машины Уилл вообще снял и
выбросил наушники, с помощью которых
осуществлялась его связь с Сэнборном.
После этого Сэнборн стал всерьез
подумывать о том, как бы им избавиться
от Джеймса - до того, как сапер утянет за
собой весь отряд во время очередного
адреналинового разминирования.
Однако постепенно бойцы
группы притираются друг к другу.
Сэнборн и Элдридж видят, что Уилл -
действительно отличный специалист. А
что у него практически нет чувства
самосохранения - ну, значит, человек
такой. На войне у многих происходит
переворот в мозгах.
***
Честно
говоря, я посмотрел этот фильм еще до
того, как началась вся эта шумиха с
"Оскарами", фигоскарами и прочими 72
наградами и 46 номинациями, которые он
получил. И мне картина очень
понравилась. Не знаю, как "Оскар"
за фильм года и все такое, но это один из
лучших фильмов, что я видел за
последний год.
Почитал
отзывы и обсуждения на форумах -
остался в сильном недоумении. Одна
часть народа считает эту картину тупой
агиткой за миссию американцев в Ираке.
Другая часть выискивает в фильме
бесконечные "ляпы" - мол, таких
саперов не бывает, а если бывают, то они
себя так не ведут, а если ведут, то не
так, а в реальной жизни оно все по-другому...
Что
на это сказать? По поводу агитки -
тут вообще надо не иметь ни малейшей
извилины в мозгу, чтобы сказать
подобную чушь. В "Повелителе бури"
вообще ничего не говорится о том,
почему американская армия находится в
Ираке и что она там делает. Сам факт
нахождения американцев в Ираке не
одобряется и не осуждается. Кэтрин
Бигелоу просто показала мужчин на
войне. А что это за война, справедливая
она или нет - для солдат в Ираке в данном
случае это не имеет особого значения.
Они оказались на войне. Им в этой войне
нужно выполнять задания и как-то выжить
- вот и все. То, что они буквально каждую
секунду могут погибнуть, - это
совершенно ненормальное состояние для
молодых ребят. И они это прекрасно
понимают. Им вовсе не хочется погибнуть
в этой "миротворческой миссии". Да
и с миротворчеством там явно
наблюдаются серьезные проблемы, когда
практически каждый житель Ирака может
оказаться террористом и кинуть под
ноги солдатам бомбу - в благодарность
за то, что их страну "освободили"
от Саддама.
По
поводу правдоподобности -
неправдоподобности и того, что, вообще-то,
саперы себя так не ведут, а если и ведут,
то совсем не так... Вообще, интересно
читать безапелляционные заявления на
форумах по этому поводу от тинейджеров,
которые, конечно же, прошли все
мыслимые и немыслимые войны, а кроме
того, неоднократно собственноручно
разминировали пачки сигарет на заднем
дворе своей школы. Что интересно,
отзывы реальных саперов, работавших в
Ираке, заметно более сдержанные.
Конечно, они указывают на некоторые
несостыковки и даже явные несуразности,
но тут нужно хорошо понимать, что это -
кино. Есть чисто кинематографические
условности. Как, например, сцена с
подрывом бомбы по мобильному телефону -
разумеется, в реальной жизни этот араб
не стал бы вылезать с мобильником на
улицу, рискуя получить пулю в лоб. Но
режиссеру нужно было показать, что
бомба подорвана звонком по мобильнику,
поэтому и появилась эта не вполне
достоверная сцена.
Говорить
о том, что нормальный, дескать, сапер не
будет себя вести так, как ведет себя
Уилл, на мой взгляд, некорректно. В его
поведении нет ничего искусственного и
неправдоподобного. Ну да, он продолжил
разминирование машины тогда, когда
можно было спокойно покинуть опасное
место! Но это было дело его
профессиональной чести! Он должен был
разминировать машину - профессионал не
может останавливаться на полдороге!
И
все остальные его якобы глупые
поступки - выезд в одиночестве в город,
сцена с мальчиком и рейд по ночному
кварталу - в фильме выглядят вполне
естественно. На войне нередко
совершаются алогичные поступки. Никто
не может понять, что творится в голове у
парня на войне, когда ты сам сидишь в
своей уютной жежешечке и потягиваешь
холодное пивко.
А Кэтрин Бигелоу показала,
что и как там творится. Показала честно
и талантливо. Там вроде ничего
особенного не происходит - обычная
будничная работа на оккупированной
территории. Но фильм от начала и до
конца держит в очень сильном
напряжении - этим ребятам реально
сопереживаешь. И кажется, что при этом
смотришь документальный фильм.
Джереми
Реннер просто поразил. Посмотрел его
фильмографию и с удивлением выяснил,
что видел его в тупой агитке (вот это -
реально тупая агитка) под названием
S.W.A.T. - я там его совершенно не запомнил.
А здесь он обращает на себя внимание
буквально с первого кадра - и вовсе не
только потому, что играет главного
героя. Реннер в роли Уилла Джеймса
выглядит настолько органично, ярко и
естественно, что это просто
удивительно. Опять-таки, вроде ничего
особенного - парень просто делает свою
работу. Но его лицо, мимика, выражение
глаз - по ним хорошо видно, что для Уилла
это все игра. Он не задумывается над
тем, что каждую минуту может погибнуть.
Он умеет делать эту работу - и он ее
делает. Ничего другого он делать не
умеет, работа сапера - это все, что у
него осталось. И адреналин, который он
получает, ежедневно рискуя жизнью,
заменяет ему практически все другие
удовольствия.
Реннер в фильме S.W.A.T.
Реннер сыграл просто
потрясающе - его за эту роль
номинировали на "Оскар".
Очень
неплохо выглядел Энтони Мэки в роли
сержанта Сэнборна. Отлично показано,
как у Сэнборна менялось отношение к
Уиллу: от ненависти к уважению и даже
дружбе. Как он начинал понимать, что это
за парень и что им движет.
В небольших эпизодических
ролях здесь появились Дэвид Морс и
Ральф Файнс (Файнс играл у Бигелоу в
отличном фильме "Странные
дни"). Морс сыграл крутого
полковника Рида - там была очень мощная
сцена, когда Рид хвалит Уилла после
разминирования автомобиля. Хвалит так,
что непонятно: то ли он реально
восхищен, то ли двинет за что-то парню
прикладом в зубы.
А
Файнс появился в другой не менее
классной сцене, когда группа Уилла
попадает в засаду вместе с группой
британцев: Файнс играет ее
предводителя.
Ради достоверности и
реалистичности Бигелоу частично
снимала этот фильм любительскими
камерами. Я обычно не очень люблю этот
прием, однако здесь он оправдан целиком
и полностью - создается явный эффект
просмотра документального кино.
В
общем, на мой взгляд, фильм получился
очень сильный. Да, он не без недостатков,
но лично мне совершенно не хочется
копаться в деталях и выяснять, что там
достоверно, а что нет. Это очень мужской
фильм, снятый о парнях на войне. Снятый
честно и без малейших признаков агитки
или слюнявого пафоса. Удивительно, что
именно этот фильм получил главного "Оскара"
в 2010 году и что его осыпали таким
ворохом наград - по-настоящему хорошие
и совершенно некассовые фильмы (в
прокате он практически провалился)
редко получают такое признание.
Но никакие "Оскары" эту
картину испортить уже не могут. Это
очень хороший фильм, который я уже
посмотрел два раза (в дубляже и потом в
оригинале) и еще буду не раз
пересматривать. Он этого достоин.
***
***
Оценки по
пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть