Кукла Кен спасает мир бегущего по лезвию. Отзыв кота Бублика
Житель Москвы 2150 года - при этом
не кавказец и не китаец? Бред какой-то! Шовинистическая выходка кота Бублика
У фильма есть один неоспоримый плюс.
Теперь ни одна женщина в России
не посмеет сказать мужу, что у нее
болит голова, - чтобы не приняли за выродка... Антифеминистическая выходка кота Бублика
Далекое
светлое будущее. На планете Земля все
давно передрались
перемирились, наладили экологию,
уничтожили оружие и научились очень
быстро заживлять внутренние и внешние
повреждения. Здоровье у всех
великолепное, никто не курит и не пьет -
ну и стоит ли удивляться тому, что
молодые юноши и девушки, вместо того
чтобы учиться в Университете, садятся на
корабли, оставшиеся в наследство после
завоевания "Матрицы", и
отправляются в так называемый Свободный
Поиск - когда летаешь туда-сюда, не думая
о Земле с ее стерильным счастьем,
стараясь отрочески обнаружить во
Вселенной хоть какой-нибудь
завалященький разум.
Максим
Каммерер (Василий Степанов) - светлый
человек светлого будущего. Он красив,
как кукла Кен, светловолос, как
блондинка-секретарша, и непрерывно
глупо улыбается, как госчиновник на
лекциях по детерминированным
стохастическим системам. Макс нахально
спер часы своего дедушки, не признавшись
бабушке, поэтому быстро слинял от
экзаменов в Свободный Поиск, чтобы
отстрочить расплату.
Однако
корабль Макса столкнулся со СТРАШНЫМ - с
метеоритами! Невероятно, но это факт - в
космосе бывают метеориты! Макс этого не
знал, создатели щупальцеобразного
корабля этого не знали, но что самое
страшное, корабль этого не знал, поэтому
щупальца - трах, бах, отвалились к
едреной Матрице, корабль штопором
ввинтился в атмосферу случайно
подвернувшегося Саракша, массаракш его
мать, после чего аккуратно плюхнулся на
поверхность, сломав себе все что можно,
кроме рубки, где сидит Макс, и сортира.
Впрочем, сортир не пригодился, потому
что корабль - как только Макс со своими
кудрями и в майке-алкоголичке сияюще
вышел на поверхность - немедленно
взорвался. И остался Макс на планете
один-одинешенек - безо всякого
современного вооружения. Но улыбаться
не перестал - вот они, москвичи будущего!
На
планете между тем торжество
тиранической цивилизации. Неизвестные
Отцы (и другие родственнички) захватили
власть на Саракше - разумеется, с
исключительно благими задачами. Отцы
саракшианскому обществу с помощью
зомбоящика и других подручных, но не
менее эффективных средств производят
тотальную промывку мозгов. От этого
саракшианцы становятся восторженные,
непрерывно любят Неизвестных Отцов и
готовы защищать завоевания Отцов до
последней капли крови - что от внешних,
что от внутренних врагов.
Внутренние
враги, к сожалению, есть. Зараза из серии
"Милый, давай сегодня не будем, у меня
болит голова" простерла свои щупальца
во все слои саракшианского общества! С
этим нужно как-то бороться, поэтому Отцы
объяснили: "У кого болит голова - тот и
враг, выродок!"
Простые жители Саракша
ненавидят выродков - кому приятно, когда
у кого-то прямо при тебе болит голова! А
выродки ненавидят Отцов - кому приятно,
когда у тебя болит голова, а тебя при
этом арестовывают! Таким образом, два
источника и две составные части Саракша
воюют друг с другом.
Максим
сначала попадает на сторону Отцов. Он
спас официантку Раду (Юлия Снигирь) от
негодяя с размалеванным лицом, после
чего подружился с ее братом Гаем (Петр
Федоров). Гай привел Макса в
Национальную гвардию, где под
руководством славного ротмистра Чачу (Михаил
Евланов) пришелец успешно сражался с
выродками во имя Отцов, мать их, пока не
выяснил, что выродки - совершенно такие
же люди, просто у них иногда болит голова.
В результате Максим дезертирует с
помощью четырех смертельных ранений,
полученных от ротмистра, но так как на
нем все заживает, как на собаке, парень
остается жив и примыкает к террористам.
Что
будет дальше? Сумеет ли похищенец
дедушкиных часов спасти всю планету,
разогнать Отцов и установить на Саракше
любезный его сердцу коммунизм? Ответ на
это зрители не узнают. Потому что в конце
первого фильма Макс всего лишь уедет в
голубую даль на розовом танчике. А вот во
втором нас ждет Пустыня, Белая субмарина,
Атомная война и Голубой вертолет.
Следите за анонсами на билбордах города!
***
Насколько
я помню, ни один другой фильм не вызывал
таких бурных обсуждений задолго до
выхода на экраны. Ну, разве что "Иронию
судьбы - 2" вовсю костерили в хвост и
гриву, но там срабатывало простое
возмущение фактом того, что Бекмамбетов
посмел второй раз иронизировать над
приездом алкоголика из Москвы.
В случае же "Обитаемого
острова" все было намного сложнее.
Потому что Бондарчук (и продюсер
Роднянский) взялись экранизировать
самих Стругацких! А Стругацкие - это, без
дураков, наше фантастическое всё для
нескольких поколений читателей - от
советских до российских. В результате
читатели были возмущены! Одни из них
ужасались, что создатели фильма
изуродуют бессмертную классику во имя
каких-то сиюминутных
кинематографических задач, другие
опасались, что перенос один в один
романа сорокалетней давности на
современную почву будет выглядеть по
меньшей мере наивно, а третьи боялись,
что на главную роль пригласят Гошу
Куценко.
Роднянский
с Бондарчуком постарались
нейтрализовать по крайней мере первую и
третью претензии. Текст романа
планировалось перенести в сценарий с
минимальными переделками, то есть фильм
снять как можно ближе к каноническому
тексту. Этому придавалось такое
значение, что первоначальный вариант
сценария, написанный Эдуардом
Володарским, был отвергнут как
несоответствующий, после чего для
доработки сценария были приглашены
фантасты и сценаристы супруги Дяченко (между
прочим, признанные на "Евроконе-2005"
в Глазго лучшими писателями-фантастами
Европы).
От
Гоши Куценко совсем уж избавляться не
стали - ну какой нынче российский фильм
без Гоши Куценко? - однако ему дали
совершенно второстепенную роль Вепря. А
вот на главную роль пригласили
абсолютно неизвестного широкой публике
кросавчега Василия Степанова, который
на данный момент обычный студент
Щукинского училища. И этим выбором
вызвали взрыв восторга девушек от 10 до 57
лет, но и одновременно мощный взрыв
негодования большинства мужского
населения планеты, которое как увидело
этого блондинчика (по фильму) с лицом
куклы Кена и слегка идиотичной улыбкой
из серии "Ассоциация стоматологов
рекомендует", так и начало бурные
акции протеста...
Впрочем,
хватит предыстории, давайте уже о моих
впечатлениях - ведь зачем, в самом деле,
все мы здесь сегодня собрались.
Впечатления двойственные. С одной
стороны, я совершенно не понимаю всех
этих восторгов из серии "Ах, это
лучший фильм 2009 года" и "Ах, теперь и
мы умеем снимать фантастику". Потому
что я не только не испытал никаких
восторгов, но и вообще - фильм, можно
сказать, практически не понравился.
Но
с другой - я также удивлен чуть ли не
звериной ненавистью (примерно такой же,
каковую Гай испытывал по отношению к
выродкам), которой проникнуты рецензии и
отзывы противоположной стороны. Федора
Сергеевича Бондарчука (в просторечье -
ФСБ) и других создателей фильма обвиняют
чуть ли не во всех смертных грехах: от
попрания золотой классики до подлой
растраты денег налогоплательщиков.
Основной рефрен негодующих звучит
примерно следующим образом: "Да я, да
мне, да если бы мне дали эти тридцать
лимонов - уж я бы о-го-го бы как
развернулся о-го-го да я бы..." Ну так
сделайте так, чтобы вам доверили такие
суммы, да и развернитесь, делов-то. А то
языком болтать все большие мастера.
Что
понравилось и что не понравилось? Снято,
в общем-то, неплохо. Меня слегка удивил
выбор литературного оригинала. На мой
взгляд, у Стругацких есть на порядок
более кинематографичные вещи, а вот как
раз "Обитаемый остров"
экранизировать очень и очень непросто:
там есть масса тонкостей, которые хорошо
объясняются литературным языком, а вот
киношным - черта с два нормально
объяснишь. Но роман действительно
перенесен очень близко к тексту -
настолько, насколько возможно. Другое
дело, а нужно ли было в данном случае
переносить это все один в один? "Обитаемый
остров" написан СОРОК лет назад. В
другую эпоху. Сейчас он не то чтобы
безнадежно устарел, однако смотрится
через совершенно другую призму. В
результате для тех, кто оригинальный
роман не читал, фильм "Обитаемый
остров" смотрится очень сумбурно, из
серии "Кто все эти люди?"...
Главный
герой меня раздражал безмерно - как и
многих других. Но не потому, что я не
люблю всю эту глянцевую красоту. Просто
был бы Василий Степанов способен на что-то
большее, нежели реклама достижений
стоматологии, это был бы другой
разговор. Но он - пока, по крайней мере -
не актер. Он ходячий улыбающийся манекен.
И даже говорит не своим голосом - его
озвучивал Максим Матвеев.
Ну
да, в романе тоже несколько раз
упоминалось, что Максим часто
улыбается. Дескать, там, на Земле в 2150
году в Москве, все только и знают, что
непрерывно улыбаются - с момента похорон
Лужкова и Церетели. Но в фильме-то это
смотрится совершенно по-дурацки! Ходит
такой кросавчег-блондинчик в майке-алкоголичке
и непрерывно скалится. Причем, когда на
него нападает группа размалеванных
клоунов старика Крысолова, он им всем
быстро навалял по интимным местам. А
когда в него целится из металлоломного
пестика весьма боевой товарисч ротмистр
Чачу, Макс с достоинством принимает
свои восемь пуль в грудь (из них четыре -
смертельные). Потому что он такой,
инфантильный.
Ну
нет в этом в бондарчуковском Максиме
главного героя, нету! Есть что-то
гламурное, для юных девочек
приспособленное. А назвать ЭТО гордым
землянином будущего, который выясняет,
что на некоторых планетах жизнь - дерьмо
и что это дерьмо надо разгребать,
невозможно по определению. Такой герой
может сражаться только на розовом
деревянном танчике с люком на петле от
дедушкиного сортира - собственно,
таковой танчик, к ужасу большинства
зрителей, в конце первой части ему
любезно и подгоняют.
Так
вот, когда нет внятного главного героя -
уже, в общем, становится скучно. Но тут
ситуацию могут спасти герои
второстепенные. Они в этом фильме есть.
Но и здесь все тоже очень и очень по-разному.
Неизвестные Отцы во главе с Папашей
Сухановым - в общем, хороши, особенно сам
Суханов. Алексей Серебряков в роли
интригана и вивисектора по особым
поручениям по имени Странник -
достаточно традиционен, но тоже хорош.
Самого ФСБ, сыгравшего манерного Умника-Прокурора,
многие хвалят, но меня жутко удивило,
почему Федор, будучи неплохим актером, в
этой роли вдруг дублирует князя Мышкина
из "Даун-хауса".
У него что, других характеров не нашлось?
Я как-то не упомню, чтобы Бондарчук где-то
повторялся. А здесь - явная сиквелизация
даун-хаусного "идиота".
Зачем
Анну Михалкову пригласили на роль Орди -
в упор не понимаю. По книге там очень
яркий и характерный персонаж, а
Михалкова умеет играть только одну роль
- Анну Михалкову. Впрочем, у Бондарчука
актеры нередко подбираются по типу
принадлежности к определенной тусовке -
ну, тогда все понятно.
Гоша
Куценко вполне эффектно появился в роли
допрашиваемого Вепря, однако что вообще
Вепрь делал в нескольких эпизодах в
самом конце фильма (первой части) -
вообще не понятно. Он там два раза
поддакнул, пару раз подкрякнул и один
раз стрельнул в направлении розового
танчика - вот и все. Зачем он там?
А
вот две роли, которые и очень
понравились, и запомнились, - это Зеф в
отличном исполнении Сергея Гармаша, и
ротмистр Чачу в исполнении Михаила
Евланова (Михаил, напомню, блестяще
сыграл Блинова в фильме "Свои").
Зеф был самым ярким персонажем от
оппозиции, а ротмистр Чачу - просто
олицетворение Национальной гвардии.
Такое
разнообразие уровней - от высокого до
полной фигни - объясняется, на мой взгляд,
проблемами с постановкой. Бондарчук все-таки
еще не вырос в режиссера-диктатора,
который четко знает, что и как снимать, а
также отлично понимает, что и как должен
играть каждый персонаж. Поэтому в
кастинге - явные провалы, да и актеры
играют очень и очень по-разному. Кто
может и хочет показать своего персонажа
безо всяких подсказок режиссера - тот
это делает. Кто не может или не хочет -
тому режиссер ничем не может помочь.
К
конструированию мира Саракша, да и
вообще фантастического мира "Обитаемого
острова" создатели подошли
достаточно своеобразно. Оригинальных
идей в картине очень и очень мало. В
основном все сделано по принципу: "А
давайте посмотрим, как люди
конструируют фантастические миры, и
возьмем оттуда все лучшее. Ну или что
хотя бы сможем воспроизвести".
Поэтому если для девочек-тинейджеров, не
знакомых с мировой киноклассикой, мир
Саракша выглядит эффектно и
захватывающе, то для тех, чье
кинообразование выходит далеко за рамки
творчества Федора Бондарчука, ослиные
уши сплошного заимствования торчат
буквально отовсюду. Корабль Максима -
роботизированная бандура из "Матрицы";
сам Саракш - смесь из "Бегущего по
лезвию бритвы" и "Пятого
элемента"; грим персонажа
Мерзликина - Зорг из того же "Пятого
элемента", ну и так далее.
При
этом им же хочется все-таки добавить что-то
свое, поэтому мешанина получается
невообразимая! В Саракше летают
аэростаты времен Первой мировой войны (какие
функции они там вообще выполняют -
непонятно), одновременно на огромной
высоте туда-сюда носятся поезда
будущего, гвардейцы стреляют из
допотопного железного хлама, мобильные
телефоны присутствуют, а компьютеров
нет как класса - в общем, компот вместе с
киселем, сваренный на рассоле. О
памятнике "Парус" керченско-феодосийскому
десанту, который гордо возвышается в
Саракше, когда Максим смотрит на него с
горы, уж вообще молчим. Могли бы
заретушировать, раз для фильма, как
заявлено, сделано столько спецэффектов.
Но
одновременно возражу тем, кто говорит,
что все это снято ужасно, выглядит на две
копейки и вообще - кошмарная жуткость
времен "Отроков во Вселенной".
Снято не ужасно. Просто еще как следует
не умеют - оно и неудивительно. Пытаются,
но не все получается. Однако это все-таки
не смотрится как ужасная дешевка - не
соглашусь ни разу. Определенная
атмосфера Саракша все-таки присутствует,
впечатление это производит.
Но
лично мне это все смотреть было просто
скучно. Не захватило. Но никак не скажу,
что это полный отстой и что ФСБ должен
немедленно вернуть народные деньги. Они
действительно старались. А что далеко не
все получилось - ну, значит, так совпало.
Еще нужно многому учиться - никуда от
этого не денешься.
Массаракш, короче говоря. В
смысле, аминь.
***
Оценки
по пятибалльной системе
Зрелищность
4
Актерская
игра
3+
Режиссерская
работа
3
Сценарий
4-
Кратко
о фильме
кукла
Кен бежит по лезвию бритвы на
розовом танчике