Геннадий Хазанов один из самых известных ВИП-гостей «Русского дома» в Ванкувере и один из самых страстных болельщиков. Могучая кучка, в которую входит сам Геннадий Викторович, Владимир Познер и Игорь Угольников не пропускает ни одного хоккейногоматча и ни одного стартафигуристов. В промежутке между походами в олимпийскую деревню на чествование первого русского чемпионалыжника Никиты Крюкова и на битву хоккейных дружин Чехия — Словакия, режиссер Театра Эстрады и всеобщий любимец дал «Комсомолке» эксклюзивное интервью.
- Геннадий Викторович, мы в Ванкуверестартовали неудачно и многие говорят, что главное ощущение от нынешних Игр это разочарование. Вы тоже испытываете это чувство?
Геннадий Хазанов с супругой
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
- У меня нет никакого отчаянного разочарования. Я думаю, что мы сейчас собираем тот урожай, который был засеян в начале девяностых годов. Не бывает чудес. Давайте не будем забывать, что в нашей стране поменялась формация. Мы еще не осознали, насколько чудовищным по силе было потрясение, которое испытала наша страна. В 1991 году, поколение назад страна закончила свою жизнь. Был страшный распад, депрессия, что вполне понятно. Люди, которые прожили всю свою жизнь в Советском Союзе, не понимали, как им жить дальше, а те, кто появился в новой стране еще не знали, как нужно жить. Если это затронуло все сферы жизни, то почему этого должен был избежать спорт - мне не понятно?
- Теперь немногие чемпионы получают огромные призовые. Что тогда заставляло людей в массовом порядке бить рекорды фактически бесплатно.
- Вспомните, мы жили в закрытом, жестком государстве, где люди отчаянно пытались самоутвердиться, конвертируя в спорте свои природные данные с помощью той тотальной опеки, которую осуществляло государство. Тогда завоевание золотой олимпийскоймедали или установление мирового рекорда было почти единственным способом выжить для человека, которому господь дал спортивный талант.
- Людям больше негде было реализовываться?
Геннадий Хазанов: Мы можем все!
- Да. Кстати, вы заметили, что сборнаяРоссии и сборная Советского Союза это две совершенно различные команды. И не случайно ни одна из бывших советских республик не демонстрирует каких-то чудес. Потому что, когда все было сложено вместе появлялась мощь была другая. Я сейчас скажу, может быть, еретическую мысль. У России немного медалей, но добавьте сюда две награды, которые завоевала Настя Кузьмина, она выступает теперь за Словакию. А потом сложите с медалями украинцев, латышей , эстонцев и других представителей постсоветского пространства. Теперь представьте, что все они представляют Советский Союз. Так это же совсем другой! Кто сейчас лидер в медальном зачете?
- Американцы.
- Так у них никаких катаклизмов не происходило, они идут себе по накатанной дороге, как машина. А у нас сейчас начнутся крики: «Давайте гнать поганой метлой и спортсменов и тренеров и руководителей». Вот Тамара Николаевна Москвина — великий тренер. Ну вместо медали ее воспитанники получили четвертое место. Неудача? Конечно! Но что Тамара Николаевна плохим тренером стала или не нужны ее знания и опыт? Что все взбеленились?! Наша страна только начала ходить потихонечку, ноги начинают крепнуть. Как минимум еще поколение должно вырасти, чтобы мы могли серьезно разговаривать о возвращении на те высоты, что занимал советский спорт. То, что Россия вернется - никаких сомнений нет. Просто не надо впадать в отчаяние и истерику. Это время надо пережить достойно.
- То что вы говорили о спорте можно отнести и к театральному миру? На смену старым кумирам приходят актеры калибром явно поменьше...
- Да. Но тут немного разные вещи. Сделали спектакль, условно говоря, в театре Вахтангова, он может конкурировать только со спектаклями московских театров. Теперь представьте, что все театры мира, которые только существуют, являются конкурентами театра Вахтангова или театра «Современник». У меня нет уверенности, что наши спектакли выдержат конкуренцию с бродвейскими постановками. Но это я нарисовал гипотетическую картину, а на олимпиаде наши спортсмены попадают в жесточайшую конкуренцию.
Геннадий Хазанов один из самых известных ВИП-гостей «Русского дома» в Ванкувере
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
- Перед отлетом в Ванкувер вы говорили, что собираетесь выступать перед спортсменами, но шутки будете придумывать по дороге. Что-то уже родилось по итогам первых дней олимпиады.
- Я получил здесь из Москвы басню, которую мне прислал Леонид Якубович, мой старый друг. Называется «Лесная Олимпиада». Я ее еще никому не читал. Мы можем ее в «Комсомолке» опубликовать. Сильная вещь.
- Как театрального режиссера хочу вас спросить. Какое впечатление произвело шоу на церемонии открытия?
- Мне кажется, при всех замечательных моментах чувствовалось отсутствие жесткой режиссерской руки. Поэтому темповые и эмоциональные провалы привели к тому, что возникло сильное ощущение затянутости действия. Очень хорошо, что мы перед сочинской олимпиадой могли это посмотреть, чтобы учесть какие-то ошибки.
- Кому бы вы доверили ставить открытие сочинской олимпиады?
- Хороший вопрос. Это должна быть разножанровая команда, куда должны быть обязательно привлечены наши лучшие цирковые постановщики, но ее должен вести один режиссер. Я назову назову человека, который мог бы оказать серьезную помощь это режиссер Дмитрий Крымов. Он занимается тем, что сегодня называется перфоманс. Но о создании команды и концепции нужно думать уже сегодня.
- Что могли бы посоветовать будущим постановщикам шоу в Сочи-2014?
- Главное не свалиться в лубок и матрешечную стилистику. Потому что Россия на сегодня обладает высочайшими технологиями и уникальными художниками. Можно что-то заимствовать, но надо учитывать и ошибки предшественников. Например, канадцы сумели довести аудиторию до очень хорошей эмоциональной точки, но с этой высоты они вдруг падали яму. И у людей возникало ощущение: «Что опять по новой?!». А это должно быть восхождение. Зрители должны ждать прихода олимпийского огня, но как прийти к нему? Уверен, будут говорить: «Давайте пригласим тех, кто делал, допустим, открытие в Сиднее!» Но ни на секунду не сомневаюсь, что Россия обладает творческим потенциалом, чтобы не обращаться к помощи варягов.
Геннадий Хазанов: Сейчас мы собираем урожай, засеянный в начале 90-х
- Чем мы в Сочи можем поразить мир?
- Вы знаете, я сейчас скажу одну вещь, и пусть потом говорят, что я сумасшедший! Надо использовать на церемонии открытия в Сочи эффект черных очков.
- Технологию 4d, которая сделала знаменитой фильм «Аватар»?
- Да. Потому что надо погрузить людей в другой мир. Канадцам здесь хорошо удалось организовать работу со зрителями. Это было так красиво. И сразу интерактив появился все зажило, задышало. Я думаю, что самое главное не комплексовать, мы можем все!
- Насколько технически реально устроить 4d кинотеатр на стадионе в 40 000 мест?
- Послушайте, если технически реально построить в Сочи спортивные объекты, которым не будет равных в Европе, то уж это точно реализуемо. Ничего тут такого сверхъестественного нету, а особенно, когда мы говорим о закрытом помещении. Эх, вот это я придумал! Самому нравится!
Тут в разговор вмешался Игорь Угольников.
- Идея запатентована! Первым ее высказал Геннадий Хазанов в Ванкувере 17 февраля. Я свидетель! - воскликнул он.