DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Дилетанты у штурвала
| text | html

web-архив: по темам » авто-мото » вести с заводов » это письмо

2010-01-29 00:25:45

Стикеры «Любим Юнайтед, ненавидим Глейзера» и желто-зеленые цвета из «докоммерческой» эпохи все чаще можно видеть на болельщиках МЮ
Фото: REUTERS

29.01.2010 00:14

Почему футбольные клубы плохо управляются - и почему им это всегда сходит с рук

Никогда еще зловещие предсказания Мишеля Платини и Зеппа Блаттера о том, что «пузырь» («пирамида») клубного европейского футбола вот-вот «лопнет» («рассыпется»), и то ли половину, то ли 2/3 из них пустят с молотка, не обсуждались так серьезно. Ведь проблемы возникли даже у «Манчестер Юнайтед» – самого дорогого и одного из самых прибыльных футбольных клубов мира.

В период кризиса чуть замедлился рост доходов, повысилась стоимость заемных денег, и «МЮ» стало сложнее справляться с повисшей на него в результате операций американских владельцев долговой нагрузкой. Клубу придется выпустить облигации на полмиллиарда долларов. И если людям, хорошо ориентирующимся на финансовых рынках, эта схема облегчения долгового бремени кажется разумной и работоспособной, то всем остальным (подавляющему большинству) уже мерещатся продажа «Олд Траффорд», уход ведущих футболистов и судебные приставы на базе в Каррингтоне. Вместо тактики Ферги и финтов Гиггза на манчестерских гостевых без конца обсуждют схемы установления контроля над компанией путем кредитования под залог ее активов. Производя одно апокалиптическое предсказание за другим.

Не будем уподобляться этим паническим настроениям и вникать в нюансы отношений «МЮ» с хедж-фондами. Все будет хорошо. Причем не только у «Юнайтед» с его почти образцовым ведением бизнеса и колоссальной выручкой, но и у всех остальных заметных клубов Западной Европы, даже если они зарабатывают меньше, а управляются хуже. Это вообще уникальное свойство футбольной экономики: сколько-то популярные клубы не уходят с рынка, подробно небезупречно управляемым компаниям, даже если их менеджмент работает из рук вон плохо. Осознав это, болельщики «Ливерпуля», «Реала», «Рейнджерс» и (кому еще там Платини предрекает банкротство?) так далее, сэкономят немало нервных клеток.

Саймон Купер в журнале FourFourTwo приводит такую статистику: в 1923 году в чемпионате Англии числились 88 команд, и в данный момент 85 из них по-прежнему играют в профессиональных лигах (причем львиная доля – в тех же, что до войны). 96% процентов! Фантастическая цифра в сравнении с любым другим сектором экономики. Под рукой сейчас нет данных по крупнейшим английским компаниям на 1923-й год – но совершенно точно до нынешней поры не дожила и половина.

«Нефутбольный бизнес предъявляет повышенные требования к компетенции управленцев из-за конкуренции. Такое понятие, как «лояльность к бренду», конечно, существует, но при появлении лучшего продукта потребитель рано или поздно переключается на него. В результате любой производитель товаров и услуг вынужден постоянно развиваться и повышать эффективность своей работы либо погибать», – пишет Купер. Тогда как хоть сколько-то именитые футбольные клубы могут допускать допускать ошибку за ошибкой, не иметь внятной стратегии, увязать в чрезменых долгах, иметь катастрофический маркетинг и ужасающую кадровую политику – но ни Великая депрессия, ни кризисы им нипочем.

Это, кстати, главная причина, объясняющая, почему менеджмент спортивных клубов зачастую так слаб и некомпетентен, почему среди его представителей так много безумцев вроде Хесуса Хиля, пройдох вроде Бернара Тапи или просто тихих бездарей, которым не доверили бы и управления пиццерией (потому что пиццерия не продержалась бы и года). Клубы просто-напросто могут себе это позволить.

И не столько потому, что спорт является привлекательной средой приложения сил и денег для богатых людей вроде Романа Абрамовича или Шейха Мансура. Во всем «виноваты» болельщики – эта особая категория потребителей, часть которой может ослабить на время интерес к своей команде, но полностью переключиться на другую – уже нет.

Даже когда юрлицо, стоящее за клубом, управляет им настолько плохо, что дело доходит до банкротства («Наполи», «Фиорентина», «Парма», «Лидс»), история клуба обычно не заканчивается. Он просто опускается парой лиг ниже, продает звезд, набирает на их место кого подешевле и понемногу – на деньги не утративших лояльности болельщиков – поднимается наверх. Менеджеры General Motors, Lehman Brothers и Alitalia и готовы удавиться от зависти: ведь никто не станет платить за их продукцию и услуги, если разрабатывать автомобили и финаносвые инструменты либо управлять штурвалом самолета будут низкооплачиваемые дилетанты.

...Разумеется, все вышесказанное не касается российских клубов, пара дюжин которых в различных игровых видах спорта с начала кризиса уже успела исчезнуть (свежий пример – «Носта» из первого футбольного дивизиона), и многие наверняка еще исчезнут (не исключено что из ведущих лиг тоже – мне особенно волнительно за «Крылья Советов», ФК «Москва» и хоккейную «Ладу»). Все по той же, многократно уже проговоренной в этой колонке причине: спорт в России пока содержат совсем не болельщики.

Дмитрий Навоша

Источник



web-архив: по темам » авто-мото » вести с заводов » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru