Девять побед на "Дакаре" — КамАЗ установил новый рекорд для марки грузового автомобиля. Казалось бы, ралли-рейды — единственные в автоспортесоревнования, позволяющие в полной мере прорекламироваться грузовикам. Отчего же соперников у КамАЗа с каждым годом всё меньше?
Второй раз подрядмарафон "Дакар" проехал мимо Дакара: он стартовал и финишировал в Буэнос-Айресе. Только на сей раз петля маршрута по Аргентине и Чили закрутилась в обратную сторону — против часовой стрелки. Волна экономической рецессии проредила караван, и в путь длиной 9030 километров отправился 361 экипаж против 501 прошлогоднего.
В мотоциклетном зачёте, как и год назад, фаворитами были испанец Марк Кома и француз Сирил Депре. Тогда исход борьбы решило невезение второго, теперь же фортуна вернула должок. Испанец собрал полный букет неприятностей: пробитые колёса, поломки, перегрев мотора и шестичасовой штраф за помощь со стороны, полученную на трассе. А Депре не оставил шансов конкурентам и дожал до победы — третьей в своей жизни. Среди гонщиков на квадроциклах, к восторгу местной торсиды, первое и второе места заняли аргентинцы, братья Маркос и Алехандро Патронелли.
Увы, не обошёлся нынешний ралли-рейд и без трагических происшествий. Во второй день из-за аварии немецкого экипажа на багги Desert Warrior погибла зрительница, ещё четверо находившихся поблизости были ранены. Как заявили организаторы, болельщики стояли в неположенном месте. А 7 января тяжёлую травму головы получил мотоциклист Лука Манка: итальянец был госпитализирован и несколько дней провёл в коме.
Борьбы среди грузовиков не получилось: нашим КамАЗам не нашлось достойных соперников. Не стартовали прошлогодний бронзовыйпризёр Жерар де Рой и победитель 2008 года Ханс Стейси: первый — из-за травмы, второй — из-за того, что концерн MAN закрыл спортивную программу. Единственным конкурентом россиянам казалась команда Tatra. Чехи и впрямь начали резво: на первом спецучастке Алеш Лопрайс уступил Чагину лишь 27 секунд. Но уже на третьем этапе Алеш расколошматил свой грузовик в аварии, а его напарник, бразилец де Азеведу, три дня спустя пал жертвой проблем с техникой.
Единственной крупной неприятностью команды "КамАЗ-Мастер" стала поломка двигателя на машине Ильгизара Мардеева, вылившаяся для третьего КамАЗа в восемь часов отставания. До того камазовская "техничка" на равных сражалась за третью позицию среди грузовиков. За оставшиеся дни Мардеев сумел подняться с девятого места на пятое и даже выиграл последний этап (правда, при помощи старших товарищей, решивших устроить красивый синхронный финиш).
Впрочем и до и после КамАЗы делали на трассе что хотели и выиграли в итоге все четырнадцать (!) гоночных отрезков. Девять раз быстрейшим становился Владимир Чагин, доведя число своих побед на этапах "Дакара" до 56 — абсолютный рекорд в истории марафона. "Царь" Владимир выиграл гонку в шестой раз, сравнявшись с легендарным чехом Карелом Лопрайсом (дядей нынешнего лидера Татры). Фирдаус Кабиров стал вторым, замкнул тройку голландец Марсель ван Влит на прототипе Ginaf.
После роспуска заводского коллектива Mitsubishi его имущество, в том числе прототипы Racing Lancer, купила частная команда JMB Stradale. И выступила неожиданно сильно для новичка: все пять машин пришли к финишу, причём три — в первой десятке.
После ухода Mitsubishi в зачёте легковых внедорожников приняла старт только одна заводская команда — Volkswagen. Примы "Трёх бриллиантов", Стефан Петрансель и Хуан Рома, пристроились в полузаводскую "конюшню" BMW X-Raid. В свою очередь, к фольксвагеновцам Карлосу Сайнсу и Жинелю де Вилье из BMW перебрался катарец Насер аль-Аттия. Яростная рубка между VW и BMW получилась на загляденье: победами на этапах отметились по три пилота с каждой стороны, а лидерство в абсолюте переходило из рук в руки до четырёх раз в день.
Россиянин Леонид Новицкий вёл свой BMW X3CC с травмой руки, полученной ещё до стартаралли-рейда, и тем не менее лишь немного не дотянул до первой десятки.
В итоге класс всё же побил энтузиазм: несколько поломок выбили Петранселя из числа претендентов на победу, и, когда дошло до финальных спецучастков, за неё боролись только Сайнс и аль-Аттия. Схватка напарников была предельно жёсткой: за день до финиша два Туарега даже столкнулись! От командной тактики фольксвагеновцы отказались, подарив болельщикам бескомпромиссный финиш. Матадор оказался крепче: прославленный испанец опередил своего визави на две минуты после пути в 4810 км. Третьим одолел дистанцию ещё один Touareg, за рулём которого был американец Марк Миллер.
Официальным транспортом нынешнего "Дакара" стал новейший пикап Volkswagen Amarok. Где-где, а в Вольфсбурге маркетинговый потенциал знаменитого рейда используют на всю катушку.
Всего до финиша добралось 88 мотоциклов, 14 мотовездеходов (ATV), 57 внедорожников и 27 грузовиков — чуть больше половины стартовавших. Похоже, легендарный марафон прижился-таки в Америке, а его нынешняя популярность бьёт даже африканские рекорды: например, на старте в Буэнос-Айресе присутствовало более трёхсот тысяч зрителей. Не исключено, что через несколько лет придётся объяснять, почему он называется "Дакаром".
Dakar 2010. Мотоциклы (первая восьмёрка)
Место
Гонщик
Мотоцикл
Время
1
Депре
KTM
51:10:37
2
Уллевалсетер
KTM
+1:02:52
3
Лопес Контардо
Aprilia
+1:09:48
4
Родригес
Yamaha
+1:19:33
5
Фретинье
Yamaha
+1:55:56
6
Дюкло
KTM
+1:58:35
7
Стрит
KTM
+2:49:43
8
Пржигонски
KTM
+3:15:59
Dakar 2010. Квадроциклы (первая восьмёрка)
Место
Гонщик
Квадроцикл
Время
1
М. Патронелли
Yamaha
64:17:44
2
А. Патронелли
Yamaha
+2:22:59
3
Гонсалес Короминас
Yamaha
+5:07:31
4
Деклерк
Polaris
+5:46:56
5
Соник
Yamaha
+5:50:24
6
Хэлперн
Yamaha
+9:07:31
7
Бражина
Polaris
+16:33:41
8
Оэр
Can-Am
+16:52:16
Dakar 2010. Легковые автомобили (первая десятка и российские экипажи)