Мой Мишенька кончил на
адвоката. Одна бабулька с Брайтона
Джонни Рико (Каспер Ван Дьен)
живет в далеком будущем. Люди в этом
будущем свободны и счастливы. Но есть
одна штука, которая гнетет Джонни. Если
он не станет солдатом Федерации и не
посвятит себя военной службе, он не
сможет голосовать, то есть не будет
обладать главным правом любого
гражданина. А полноправным гражданином
в этом отдаленном будущем можно стать,
только посвятив себя своей стране, - с
военной точки зрения, разумеется, потому
что даже самый захудалый солдат значит
для Земли значительно больше, чем
полчища никому не нужных выжиг-адвокатов.
Это в головы своих учеников настойчиво
вдалбливает учитель Расчак (Майкл
Айронсайд).
Всякие чертовы социологи и
прочие негодяи, находящиеся у власти,
чуть было не привели Землю к катастрофе.
Но потом бравые ветераны тряхнули
стариной, дали пинка всем этим придуркам,
взяли власть в свои руки и теперь
управляют Федерацией железной, но
весьма эффективной рукой. И хотя мерзкие
арахниды с планеты Календаху подло
пуляют по матушке-Земле астероидами,
которые могут уничтожать целые города,
ветераны не дремлют: вся военная мощь
кадровой армии и срочной службы будет
направлена на отражение атак и
выкорчевывание арахнидов из их чертовых
нор!
Впрочем, родители Джонни
утверждают, что парень должен пойти
кончить на адвоката в Гарварде. Или хотя
бы на специалиста по корпоративным
налогам - тоже в Гарварде. Зачем тебе,
сынок, срочная служба, спрашивает папа и
смахивает непрошеную злую слезу.
Но Джонни знает зачем. Во-первых,
только так он сможет получить
гражданство и голосовать. А кто голосует
- тот и у власти, как говорит учитель
Расчак. Во-вторых, в армию идет его
подруга славная с красивой фамилией
Ибанез (Дэнис Ричардс). В-третьих, в армию
идет его друг Карл Дженкинс (Нил Патрик
Харрис). В-четвертых, учитель Расчак им
явно дал понять: без армии ты - букашка и
только после армии - молодец. Джонни
хочет быть молодцом! Потому что у него
такая шикарная прическа и такой волевой
подбородок!
Таким образом, все трое друзей
отправляются вербоваться на срочную
службу. Враг не пройдет, арахноиды будут
разбиты! Но их разлучают: Ибанез
отправляется в пилоты, Карл - в
политработники, а Джонни отправляют в
пехоту. Ибо только пехота в далеком
будущем - царица полей! Нелегко придется Джонни в
учебе. Однако с ним рядом будет школьная
подруга Диззи Флорес (Дина Мейер). Джонни
на нее не обращал никакого внимания, но
девушка еще со школьной скамьи полюбила
Рико, поэтому разделит с ним все тяжести
воинской службы.
Как вы думаете, смогут ли
арахниды устоять под напором этих юных
горячих сердец? Честно говоря, я не в
курсе. Я никогда не был арахнидом и не
знаю, что они чувствуют.
***
"Звездный десант"
поставлен по одноименной повести
Роберта Хайнлайна. Я эту повесть
прочитал, и она мне понравилась, поэтому
захотелось посмотреть фильм Верховена -
было интересно, сможет ли он достойно
экранизировать это произведение.
Надежды, замечу, были небезосновательны,
потому что тот же Верховенский "Вспомнить
все" - фактически эталон
фантастического боевика.
К сожалению, оказалось, что
фильм и повесть имеют очень мало общего.
Хотя основа сюжета одинаковая: общество
будущего, в котором важную роль играет
армия; главный герой, который прямо из
школы вместе с друзьями отправился на
срочную службу; будни пехоты; сражения с
арахнидами; некоторые вопросы
устройства этого общества. Но похожа
только основа, более ничего!
У Хайнлайна восемьдесят
процентов книги посвящено описанию того,
что собой представляет "пехота" в
далеком будущем и как там все
организовано. Рассматривается это все
глазами того самого Джонни Рико, который
после школы завербовался в армию и
прошел путь от салаги до лейтенанта
Звездного десанта.
Школьная зазноба в книге
также фигурирует, но лишь для того, чтобы
показать, как этих ребят разлучают и, в
общем-то, навсегда - в книге Джонни с ней
потом случайно пересекается только один
раз и ни о какой любовной истории Кармен
с красавцем-пилотом нет и речи.
Надо сказать, что в фильме
Верховен достаточно вольно обошелся с
армией будущего. Если в повести "пехота"
представляла собой элитные войска,
снабженные крайне интересной и подробно
описанной Хайнлайном экипировкой под
названием "скафандр", то в фильме
напрягаться не стали: там пехота
будущего похожа на пехоту времен войн
двадцатого века - "пушечное мясо",
снабженное крайне примитивными
средствами вооружения.
У Хайнлайна "сорвиголовы",
где служил Рико, зачищали периметр от
арахнидов с помощью разнообразных видов
современного вооружения и по полной
используя знаменитые скафандры, а в
фильме пехота - просто набор каких-то
клоунов: на каждого арахнида налетает
группка человечков в смешных шлемах,
которые из допотопных даже по меркам XXI
века автоматов строчат по арахнидам,
причем хорошо видно, что совместная
пальба из пяти-десяти автоматов на этих
симпатичных паучков не производит
заметного впечатления. В результате
хоть чего-то добиться у Верховенских
хлопцев получается только при помощи
небывалой изобретательности и личного
мужества вроде прыжка прямо на спину
негодяйскому жучку и забрасывания
гранаты непосредственно в его
внутренние органы.
Впрочем, понятно, что Верховен
делал вовсе не экранизацию повести, а
нечто совершенно свое. Что именно? Самое
интересное заключается в том, что
режиссер сумел угодить и вашим, и нашим.
С одной стороны, он сделал эдакую
типовую бравую фантастику для
непритязательных зрителей: плакатные
главные персонажи (особенно главный
герой), плакатные второстепенные
персонажи (вечно орущий, но добрый в душе
сержант Зим, строгий учитель - он же
лейтенант Расчак, боевой товарищ Джонни
Рико Айс Леви), мерзкие арахниды и всякая
там военная взаимовыручка.
У плакатных главных героев -
плакатные подруги и плакатная любовь-разлюбовь:
школьная зазноба Рико Кармен, которая
крутит шашни с бравым пилотом, школьная
подруга - самоотверженная Диззу, которая
безответно любит Рико и стала боевой
подругой, ну и плюс - для вящего
развлечения публики Верховен в пехоту
понапихал теток (это, как я считаю,
гениальная мысль) и заставил бравых вояк
вместе с тетками жить в одной казарме и
мыться в одном душе. Метод, в общем-то,
дешевенький, но сработал на все сто -
публика была в восторге, а многие
зрители считают "Звездный десант"
чуть ли не лучшей кинофантастикой
девяностых.
С другой стороны, в этом
фильме Верховен аккуратно и осторожно
показал фигу в кармане, которая была
оценена интеллектуалами: весь этот
милитаризированный мир будущего, где
царит тоталитарное управление, показан
с изрядной долей иронии и сатиры - для
тех, кто улавливает подобные нюансы.
Киноагитки по поводу срочной службы,
лекции учителя Расчака, приказы и
призывы начальства и руководства - в
общем, видно, что Верховен над этим
пафосом явно издевается.
В результате двум большим
категориям зрителей картина явно
нравится - одни наслаждаются
непритязательным, но обаятельным
фантастическим боевиком, а другие
веселятся, воспринимая этот фильм как
пародию или сатиру.
К сожалению, есть еще и третья
категория зрителей, к которой отношусь и
я, - как правило, это те, кто читал книгу.
Им не нравится. Как фантастика - слишком
лубочно, плакатно и плоско. От
интересной повести Хайнлайна, к
сожалению, не осталось и следа. Как
сатира - тоже не фонтан.
Стремление Верховена
балансировать на грани и угодить сразу
двум категориям зрителей я оценил, но
результатом остался недоволен. Впрочем,
подчеркиваю, я все-таки отношусь к
третьей категории зрителей - судя по
всему, малочисленной.
Да, и нужно заметить, что хотя
армия будущего в исполнении Верховена
выглядит достаточно убого и просто-таки
пародийно, арахниды и всякие
жучки-матки нарисованы вполне пристойно.
По ним по крайней мере видно, что фильм
сделан в девяностых, а не в восьмидесятых.
В общем, посмотреть этот фильм
(для тех, кто еще не посмотрел) могу
посоветовать только тем, кто любит любую
фантастику, - лишь бы там шаробанилось
что-нибудь инопланетное и пилоты с
волевыми подбородками смотрели на
многотумблерные пульты, изрекая что-то
вроде: "Отдать концы с носового
фотонного конвертера!" Этого здесь
хватает.
Остальным рекомендую
прочитать повесть Хайнлайна - она
значительно интереснее.