DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Даниил Дондурей: Русское кино ждет своего Гуса Хиддинка
| text | html

web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо

2009-11-17 01:08:35

Даниил Дондурей: Русское кино ждет своего Гуса Хиддинка

Кинообозреватель «КП» беседует с ведущим российским социологом культуры, членом Совета по культуре и искусству при Президенте России, главным редактором журнала «Искусство кино» [видео]

Стас ТЫРКИН — 17.11.2009

- Вы приехали к нам в редакцию из Госдумы, где читали очередной доклад. По поводу чего выступали?

- Мы обсуждали развитие киноиндустрии и, в частности, проблему внедрения электронного кинобилета. Во всех странах мира в ту секунду, когда зритель входит в кинотеатр, компьютер фиксирует купленный им билет. Это выгодно всем: государству, продюсерам, прокатчикам,  кредиторам. Всем, кроме пиратов.

- Сразу становится известно, какие сборы делает картина - таким образом ликвидируется лазейка для приписок.

Даниил Борисович остался доволен общением со слушателями радио «Комсомольская правда». Даниил Борисович остался доволен общением со слушателями радио «Комсомольская правда».

- Да, система так хороша со всех сторон, что, видимо, именно поэтому она у нас и не внедрялась 9 лет. Нужно было, чтобы один из лидеров нации цыкнул, чтобы дело сдвинулось с места. Когда на встрече во ВГИКе Владимир Владимирович Путин спросил, сколько стоит снабдить имеющиеся в России две тысячи кинотеатров этой системой, он услышал ошеломляющую цифру - 6 миллионов рублей. В переводе на русский - 200 тысяч долларов. Это  копейки в миллиардном бизнесе! А ведь все знают, какое гигантское воровство царит сейчас в кинотеатрах, какой это наносит ущерб.

- Вы не думаете, что с введением электронного билета продюсеры некоторых российских блокбастеров уже не смогут столь победно рапортовать о своих сенсационных сборах?

- Безусловно. Мне кажется, что один из важных принципов не только экономики, но и всей нашей жизни - постараться ничего точно о себе не знать. Ни сколько билетов продается, ни сколько фильмов выпускается, ни сколько нефтедолларов собирается, ни на какие деньги покупаются спортивные клубы. Не знать! В этом корни нашей «жизни по понятиям», когда можно прийти к кому надо и просто договориться. И вот сидят в Думе 70 специалистов, замминистров, чиновников и обсуждают копеечный вопрос, ответ на который давно очевиден. Я не думаю, что это решение сразу будет реализовано. Начнется долгая позиционная война, но все равно это лучше, чем у Чехова... Помните? Пройдет двести - триста лет, придут другие люди, они будут лучше нас... Вот они-то и введут электронный билет. Такую, казалось бы, мелочь.

«НУЖНО БЫЛО ПРОСИТЬ НЕ МИЛЛИАРД, А БОЛЬШЕ!»

«Книга мастеров» стала первым российским фильмом, выпущенным американской компанией «Дисней». «Книга мастеров» стала первым российским фильмом, выпущенным американской компанией «Дисней».

- Зато крупные вопросы у нас решаются намного легче. Вот на встрече премьер-министра с членами правительственного Совета по кино было предложено создать «Фонд развития кинематографии», в который попросили перекачать из бюджета ни много ни мало, а миллиард долларов. Объем господдержки за 10 лет! Было сказано, что эти деньжищи нужны для того, чтобы окончательно сделать российскую киноиндустрию конкурентоспособной с Голливудом. У меня в связи с этим вопрос: хватит ли одного миллиарда, может, надо было десять просить?

- Хорошая идея. Жаль, что вас не слышали инициаторы. Сейчас поддержка государства составляет примерно сто с чем-то миллионов долларов. Нужно было попросить не в девять, а в сто раз больше! А лучше - четверть бюджета в этот Фонд перекачать. Но очевидно каждому: деньги ничего не решат.

- Как эти денежные вливания реально повлияют на состояние отечественной киноиндустрии? Что, фильмы с участием, допустим, Сергея Безрукова будут собирать столько же, сколько с Брэдом Питтом? Или канал ТНТ станет снимать не «Сашу и Машу», а «Доктора Хауса»? Или Владимир Бортко сделает фильм лучше, чем Джеймс Кэмерон? Что произойдет?

- Те люди, которые лоббировали эту концепцию, считают, что Бортко изначально лучше, чем Кэмерон. Ведь он снимает на русском языке, значит, он более крупный художник.

- Прекрасно, но зачем же при этом равняться на Голливуд?

- Когда какой-нибудь перворазрядник из Сызрани бежит кросс, он все равно впереди себя имеет пример чемпиона мира по бегу.

- Да, но он же не говорит, что он лучше, чем этот чемпион.

- Вы правы. По крайней мере он его в эту минуту не ненавидит. А у нас ненавидят. Все почем зря ругают американское кино. Я пытаюсь на это сказать: оно - очень разное. Там есть и шедевры, и прекрасные коммерческие боевики, и изумительные анимационные фильмы, и эстетически продвинутые картины. Сейчас одна такая идет в нашем прокате - «Пределы контроля» выдающегося режиссера Джима Джармуша. Ненавидеть - глупо и небезопасно.

- И невыгодно! Недавно компания «Дисней» предприняла робкую попытку возродить российское детское кино, как известно, пребывающее в руинах. Я имею в виду фильм «Книга мастеров». Это первая картина на русском языке, снятая «Дисней» в России.

- Такова новая стратегия больших голливудских студий. В коммерчески перспективных странах они начинают снимать фильмы на национальных языках. Они понимают, как это важно, и потому становятся активными строителями капитализма в России.

- При этом художественный результат-то плачевный.

- Зато кассовый - неплохой. Все-таки это движение в нужном направлении. Детское кино снимать очень дорого. У нас не хотят. Поскольку многие мировые блокбастеры - это, в сущности, детское кино и есть, только снятое с бюджетом в десятки миллионов долларов.

ПО КОЛИЧЕСТВУ СЕРИАЛОВ ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА НАМ В ПОДМЕТКИ НЕ ГОДИТСЯ

- Итак, американцы хотят снимать у нас американское кино на русском языке, поскольку на нашем рынке есть спрос на российские фильмы. В Японии, кстати, тоже из 30 коммерчески успешных картин первые 15 или 20 позиций занимают чисто японские фильмы. Зритель хочет смотреть национальное кино, и Голливуд реагирует на это таким образом.

- Наш кинорынок 30 российских блокбастеров освоить просто не может. У нас нет современных кинотеатров в городах средних и малых. В городах «300 тысяч минус», где живет больше половины населения страны. 

- Огромные города по американским меркам!

- А по скандинавским - просто мегаполисы! Так вот, кино там смотреть негде. Нет места даже для семи отечественных блокбастеров, вышедших на экраны в этом году: «Обитаемый остров», «Любовь-морковь-2», «Самый лучший фильм-2», «Тарас Бульба», «Стиляги» и т. д. Представьте себе огромную замурованную крепость, где с 27 декабря по 12 января открываются четыре окошка, и еще летом - по одному-два. Советское кино было фантастическим образом защищено. Все советские годы по решению ЦК КПСС на экраны ежегодно выходило всего 7 американских фильмов. Восьмой - только по личному указанию Брежнева. А сейчас их выходит 170! 

- И вы хотите, чтобы американцев любили! Мы с вами еще не затронули излюбленную тему телевидения.

- На американском телевидении сегодня идет настоящая революция. Вслед за «Остаться в живых» и «Доктором Хаусом» сделано множество замечательных телесериалов нового типа. Независимые американские режиссеры стали снимать очень качественное сериальное - не побоюсь этого слова - кино. У нас ничего подобного нет, поскольку наши телеканалы слишком любят деньги. Им и так, как сейчас, хорошо. Лишнего тратить они не хотят - наши телесериалы очень дешевые. А некоторые серии «Остаться в живых» стоили по семь миллионов долларов. Вы можете себе у нас такое представить?

- А сколько стоит одна серия отечественного сериала, снятого с плохими артистами в фанерных декорациях?

- От ста пятидесяти до семисот тысяч...

- Зато какого-нибудь «Последнего героя» снимают на экзотических островах с участием приглашенной суперзвезды Ксении Собчак. Нет желания вкладывать деньги в телекино, которое раньше в России, надо признать, было прекрасным. Как и детское кино.

- Мне кажется, очень скоро телевизионщиков ждет кризис. Мне хочется им этого пожелать. Я имею в виду ступор содержательный, а не экономический.

- То есть, когда они раскрасят все старые фильмы и у них закончатся идеи, они выступят с чем-то новым, отчего у нас у всех дух захватит?

- Ну вообще 9 тысяч старых советских лент им еще долго придется раскрашивать. Но самый продвинутый теоретик и практик отечественного телевидения Константин Львович Эрнст, судя по последнему его интервью, уже задумывается о том, что делать дальше. Летом он даже поменял контент и стал показывать в прайм-тайме превосходные американские сериалы. Чтобы их увидеть, не нужно больше бодрствовать до 3 часов ночи! Обычно приличные фильмы начинают показывать на нашем ТВ после того, как заканчивается так называемое рейтинговое сумасшествие, - после полуночи. Именно в это время карета превращается в тыкву, а телеработники становятся добрыми и образованными людьми и ставят в эфир потрясающие фильмы. Ночной кинорепертуар у нас - один из самых лучших в мире. Вообще у нас два рекорда. Во-первых, мы абсолютные чемпионы мира по количеству телесериалов (их качество мы не обсуждаем): 70 названий в сутки на десяти федеральных  каналах и сетях! Это даже без учета «НТВ+». Латинская Америка нам в подметки не годится. Во-вторых, у нас

потрясающий по эстетическому качеству кинопоказ по ночам. Значит, днем нужно спать, а ночью смотреть кино. Думаю, Эрнст (ох, не спугнуть бы) готовится как-то изменить эту ситуацию. А как всегда бывает на русском телевидении, стоит ему что-нибудь сделать хорошее, так все начинают за ним повторять.

- И все-таки качественно вряд ли что-то изменится. Эрнсту ведь приходится работать в лучшем случае с ремесленниками.

- Это проблема. Она связана с качеством образования. ВГИК 90 лет считается кузницей кадров, но, думаю, он нуждается в сильном обновлении. Кроме того, уверен, скоро появятся частные киношколы. Раз государственные не справляются... Мы ведь все знаем, что произошло с нефтью. Никто ведь специально не придумывал олигархов. Просто государственные компании не могли прокормить страну. То же самое будет и с кино. В самом ближайшем времени наши продюсеры поймут, что пригласить иностранных легионеров подчас легче, чем мучиться с местными мастерами. Хиддинк же справляется, а ведь он даже русского языка не знает! Быстро доказал, что Россию любит и понимает не меньше нашего.

Источник



web-архив: по темам » знаменитости » телеиндустрия » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru